50 лет назад Хрущев заявил о создании водородной бомбы

50 лет назад Хрущев заявил о создании водородной бомбы

В стране и миреИстория
50 лет назад Никита Хрущев сделал заявление, в котором сообщил миру о том, что в Советском Союзе создано новое оружие страшной разрушительной мощи - водородная бомба.

Это было очень важное событие, имеющее стратегическое значение.

К этому моменту в мире сложилась весьма непростая политическая ситуация. СССР и США вышли на новый виток противостояния. 1 мая 1960 года американский разведывательный самолет «У-2» пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил советское воздушное пространство и был сбит в районе Свердловска. Пауэрс смог спастись, но был арестован. В результате был отменен визит американского президента Эйзенхауэра в Союз, встреча глав правительств четырех держав в Париже и другие инициативы по сближению двух систем.

Сталкивались интересы СССР и США в Африке, где шёл процесс деколонизации, и две системы - капиталистический и социалистический блоки, боролись за влияние за новые государства. Разгорались страсти вокруг Кубы, где к власти пришел Фидель Кастро, в 1962 году произошёл Карибский кризис. В Западной Европе главным камнем преткновения была проблема германского мирного урегулирования, в основе которой был статус Западного Берлина. 13 августа 1961 года за одну ночь была построена знаменитая берлинская стена, которая вызвала на Западе бурю протестов. Много споров вызывала проблема взаимного сокращения вооружения и контроля за ядерным оружием, вопрос о запрещении ядерных испытаний.

Понятно, что в таких условиях появление у СССР водородной бомбы стал весомым аргументом для Запада, вынужденного быть более сдержанным в словах и делах. Ядерный арсенал СССР стал мощнейшим сдерживающим фактором для Запада, на десятилетия отодвинув угрозу новой разрушительной мировой войны или серьезных, масштабных региональных конфликтов. Надо отметить, что до сих пор ядерный арсенал СССР и ядерные технологии созданные гением советских учёных являются гарантом безопасности России.

Из истории создания водородной бомбы в США и СССР

Термоядерное оружие (оно же водородное) - это тип ЯО, разрушительная мощь которого основана на использовании энергии реакции ядерного синтеза лёгких элементов в более тяжёлые (к примеру, синтеза одного ядра атома гелия из двух ядер атомов дейтерия), при которой выделяется огромное количество энергии. История термоядерных исследований начинается в 1941 году. В этом году японский ученый-физик Токутаро Хагивара высказал идею о возможности возбуждения термоядерной реакции между ядрами водорода с помощью взрывной цепной реакции деления ядер урана-235. Затем такое же предположение высказал Энрико Ферми в беседе с Эдвардом Теллером. Это послужило началом работы Э. Теллера над идеей создания термоядерной супербомбы. Летом 1942 года обсуждая в Беркли планы будущей Лос-Аламосской лаборатории, Теллер представил первые соображения, которые стали базой проекта «классический супер». К концу 1945 года концепция приняла целостный характер. Её основой была идея о возможности возбуждения потоком нейтронов, которые выходили из первичной атомной бомбы пушечного типа на основе урана-235, ядерной детонации в длинном цилиндре с жидким дейтерием (через промежуточную камеру с DT-смесью). Весной 1946 года Клаус Фукс при участии Джона Фон-Неймана сделал новое изобретение, предложив использовать в «классическом супере» новую систему инициирования - дополнительный вторичный узел из жидкой DT-смеси. В конце мая 1946 года Фукс и Фон-Нейман вместе подали заявку на изобретение новой схемы инициирующего отсека «классического супера» с использованием радиационной имплозии.

В конце августа 1946 года Э. Теллер выдвинул новую, альтернативную «классическому суперу» схему термоядерного заряда. Он её назвал «будильник». Новая конструкция была составлена из чередующихся сферических слоев делящихся материалов и термоядерного горючего (дейтерий, тритий, возможно, их химические соединения). Такая схема должна была заметно увеличить энерговыделение и скорость термоядерных реакций. Однако такая схема требовала для своего инициирования атомного инициатора большой мощности. В результате большие размеры и вес конструкции сильно затрудняли или вообще исключали возможность её обжатия химическими взрывчатыми веществами. Осенью 1947 года Тейлор предложил применить в «будильнике» новое термоядерное горючее - дейтерид лития-6.

В начале 1950 года американский президент Трумэн дал указание Комиссии по атомной энергии продолжать работы по всем видам ЯО, включая «сверхбомбу». В 1951 году было принято решение полигонных испытаний с термоядерными реакциями. Среди них были и испытания «усиленной» атомной бомбы «Пункт» и проверка схемы «классического супера - проект «Джордж» (само испытываемое устройство называлось «Цилиндр»). За основу проекта устройства была взята идея Фукса-Неймана 1946 года. Именно во время подготовки этого испытания был освоен фундаментальный принцип конструирования водородного (термоядерного оружия), когда для сжатия и инициирования вторичного физически отделенного узла с термоядерным горючим удерживается и используется энергия излучения первичного атомного заряда. 9 мая 1951 года американцы успешно провели испытание «Джордж», это был первый взрыв, который обеспечил зажигание маленького термоядерного пламени. Это испытание стало примерно 40-м в серии проведённых к тому моменту ядерных испытаний в Соединенных Штатах.

Осенью 1951 года было принято решение о проведении полномасштабного испытания термоядерного устройства на новом принципе. Оно получило название «Майкл». В этом испытании в качестве термоядерного горючего был выбран жидкий дейтерий. 1 ноября 1952 года прошло успешное испытание устройства, тротиловый эквивалент которого составил 10 млн. тонн. Проблема была в том, что термоядерное устройство не было транспортабельным, его соорудили на месте (конструкция в 3-этажный дом наполненная жидким дейтерием). Очередное испытание было проведено 1 марта 1954 года - серия ядерных испытаний «Замок» - взрыв «Браво». Это был самый мощный взрыв в истории американских ядерных испытаний. 21 мая 1956 года в США провели первый сброс термоядерного заряда с самолёта (испытание «Чероки»).

В Советском Союзе учёный Я. И. Френкель первым высказал идею использования высоких - миллиардных - температур появляющихся при взрыве атомного заряда, для проведения синтетических реакций (к примеру, образование гелия из водорода), которые «являются источником энергии звезд и которые могли бы еще более повысить энергию, освобождаемую при взрыве основного вещества». Эту мысль Френкель изложил в докладной записке на имя И.В. Курчатова от 22 сентября 1945 года. Надо отметить, что Курчатов уже обладал информацией о проведении работ в этом направлении американскими учёными. Такие сведения поступали в СССР по разведывательным каналам. Некоторые обрывки информации появлялись и в научной печати. В частности, британская газета «Таймс» в номере от 19 октября 1945 года сообщила о возможности создания «сверхбомбы». Профессор Олифант выступая в Бирмингеме 18 октября 1945 года, сообщил, что в настоящее время могут быть использованы бомбы, которые в 100 раз мощнее тех, которые были использованы против Японии. По мнению, профессора в будущем могут быть созданы сверхбомбы, мощность которых превысит мощность уже существующих зарядов в 1000 раз.

Ясно, что такие данные не могли не волновать советское руководство. Поэтому Курчатов дал Ю.Б. Харитону поручение рассмотреть проблему о возможности освобождения энергии лёгких элементов. В его группу были включены физики И.И. Гуревич, Я.Б. Зельдович и И.Я. Померанчук. 17 декабря 1945 года на заседании Технического совета Специального комитета Зельдович изложил основные положения отчёта «Использование ядерной энергии лёгких элементов». Учёные подтвердили возможность возбуждения ядерной детонации в цилиндре с дейтерием. В июне 1946 года группа учёных Института химической физики АН СССР в составе А.С. Компанейца и С.П. Дьякова под началом Я.Б. Зельдовича стала вести теоретические работы по возможности освобождения ядерной энергии лёгких элементов.

Одновременно в СССР продолжали поступать разведданные и новые сообщения в открытой печати. Так, в февральском номере «Бюллетеня ученых-атомщиков» за 1947 год вышла статья Теллера. 28 сентября 1947 года в британской столице произошла первая встреча советского разведчика А.С. Феклисова с немецким физиком Клаусом Фуксом, который подтвердил, что в США ведутся теоретические работы по сверхбомбе во главе с Теллером и Ферми. Немецкий учёный рассказал о некоторых конструкционных особенностях устройства, принципах действия и отметил использование наряду с дейтерием трития. В октябре 1947 года по разведывательным каналам поступило сообщение о попытке американцев вызвать цепную реакцию в среде из дейтерия, трития и лития.

3 ноября 1947 года результаты работы группы Я.Б. Зельдовича были заслушаны на заседании Научно-технического совета Первого главного управления. НТС принял решение продолжить работы по этому направлению. 8 февраля 1948 года Совет Министров СССР принял Постановление №234-98 «О плане работ КБ-11». В настоящее время он известен как Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики - Российский Федеральный ядерный центр (ВНИИЭФ-РФЯЦ) в Арзамасе-16 (Сарове). Зельдовича направили для работы в этом КБ, при этом он продолжал координировать работу группы оставшихся в Институте химической физики учёных.

13 марта 1948 года произошла новая встреча Феклисова с Фуксом в Лондоне. Она была намного более результативной и сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии работ над советской термоядерной бомбой. Фукс передал материал, который сообщал о проекте «классический супер», с новой системой инициирования (двухступенчатая конструкция, работающая на принципе радиационной имплозии). Первым узлом была атомная бомба на основе урана-235 с отражателем из окиси бериллия, а вторым - жидкая DT-смесь. Однако в этих материалах не было теоретического подтверждения возможности инициирования и распространения атомного горения в цилиндре с жидким дейтерием.

Советское руководство, изучив эти материалы, восприняло их как свидетельство возможного существенного продвижения американцев в их разработке сверхбомбы. 23 апреля Лаврентий Берия, он курировал атомный проект в СССР, поручил И.В. Курчатову, Б.Л. Ванникову и Ю.Б. Харитону проанализировать полученные материалы и выработать предложения по организации необходимых работ. 5 мая 1948 года учёные представили своё заключение по новым материалам. Предложения Ванникова, Харитона и Курчатова легли в основу Постановления Совмина №1989-733 от 10 июня 1948 года «О дополнении плана работы КБ-11». КБ получило задачу провести теоретическую и экспериментальную проверку данных по возможности создания нескольких типов усовершенствованных атомных бомб и водородной бомбы (ей был присвоен индекс РДС-6). В этих работах должен был принять участие и Физический институт АН СССР. 10 июня 1948 года было принято ещё одно Постановление Совмина СССР №1990-774, оно предписывало Физическому институту сформировать специальную теоретическую группу под руководством И. Е. Тамма. Группа в составе И. Е. Тамма, С. З. Беленького и А. Д. Сахарова приступила практически сразу. Вскоре к работе специальной группы присоединились В. Л. Гинзбург и Ю. А. Романов. Группа Тамма не имела доступа к разведданным и должна была проверить и уточнить расчёты по проблеме ядерной детонации дейтерия, которые проводила группа Зельдовича.

Анализируя расчёты группы Зельдовича, Сахаров уже в сентябре-октябре 1948 года задумался над альтернативным решением проблемы. Возникает идея комбинированной бомбы, в которой дейтерий должен использоваться в смеси с ураном-238 в виде чередующихся слоёв. Таким образом, Сахаров независимо от Теллера пришёл к схеме, схожей со схемой «будильника». Схема Сахарова получила название «слойка». А лежащий в её основе принцип ионизационного сжатия термоядерного горючего коллеги А.Д. Сахарова назвали «сахаризация».

16 ноября 1948 года Тамм сообщил директору Физического института о принципиальной возможности нового способа использования дейтерия для целей детонации, который основан на сочетании дейтерия или тяжёлой воды с природным ураном-238. 20 января 1949 года Сахаров выпустил свой первый отсчёт по «слойке». Там он предложил простейшую схему инициирования с помещением ядерной бомбы в центр большой сферической «слойки». Были предложены и другие схемы, включая идею двухступенчатой конструкции водородной бомбы - «использование дополнительного заряда плутония для предварительного сжатия «слойки». В 1949 году группа Тамма была допущена к некоторым материалам Фукса, без ссылки на источник. 8 мая Харитон направил Ванникову заключение по «слойке», в котором поддержал эту идею.

4-9 июня 1949 года в КБ-11 была проведена серия совещаний с участием Ванникова. По указанию Берии в их работе принял участие Сахаров. Был принят план работ по водородной бомбе РДС-6, он предусматривал исследования, как «трубе» («классический супер»), так и по «слойке».

26 февраля 1950 года было принято Постановление Совета Министров № 827-303 «О работах по созданию РДС-6». Оно предписывало организовать расчетно-теоретические, экспериментальные и конструкторские работы по созданию термоядерных устройств РДС - 6т («труба») и РДС - 6с («слойка»). В первую очередь собирались создать изделие РДС - 6с с тротиловым эквивалентом 1 млн. тонн и с весом до 5 тонн. Первый экземпляр должны были подготовить к 1954 году. Научным руководителем проекта был назначен Харитон, а заместителями - Зельдович и Тамм. Правительство также организовало производство трития, дейтерида лития, строительство реактора по наработке трития.

Первое испытание планировали провести в июне 1952 года, но не удалось. Поэтому советское правительство переносило сроки изготовления модели РДС-6с и ее испытания на март 1953 года. Однако испытание состоялось в августе 1953 года на Семипалатинском полигоне. Оно стало 4-м в серии советских ядерных испытаний, которые были начаты в августе 1949 года (мощность оценивалась в 400 тыс. тонн тротила). Испытание модели РДС-6с стало важным событием в истории создания водородного оружия и этапов в развитии ядерной программы СССР. На западе это изделие получило название «Джо-4» - первые ядерные испытания в СССР получали кодовые наименования от американского прозвища Иосифа (Джозефа) Сталина «Дядя Джо». Важной особенностью изделия был тот факт, что заряд РДС-6с был транспортабелен (водородная бомба помещалась в бомбардировщик Ту-16), и его можно было доставить на территорию потенциального противника. Кроме того, конструкции заряда была учтена возможность его дальнейшего серийного производства. Таким образом, в СССР создали первый в мире образец реального термоядерного оружия. В СССР был создан научно-технический задел в сфере исследования термоядерной энергии. Он был использован для создания более совершенной, двухступенчатой конструкции водородной бомбы.

После этого испытания некоторое время было потрачено на разработку идеи Сахарова по созданию нового типа мощной водородной бомбы - более сильного варианта РДС-6с, получившего наименование РДС-6сД. Только 19 июля 1955 года правительство отсрочило программу создания РДС-6сД (она так и не была реализована).

Ещё в 1953 году оригинальные схемы двухступенчатых термоядерных зарядов, основанных на использовании энергии первичного ядерного взрыва, предложили А.П. Завенягин и Д.А. Франк-Каменецкий. В результате работы по «трубе» фактически были завершены и все усилия были переключены на разработку двухступенчатой конструкции. Такое решение было в конце 1953 года принято в КБ-11, а в начале 1954 года утверждено на совещании в Министерстве среднего машиностроения.

24 декабря 1954 года на заседании научно-технического совета КБ-11 под председательством И.В.Курчатова было принято решение о разработке и подготовке к проведению полигонного испытания опытного термоядерного заряда для проверки нового принципа (обжатии вторичного узла энергией излучения первичной атомной бомбы). Испытание заряда было назначено на 1955 год. Опытный заряд на новом принципе получил название РДС-37. В феврале 1955 года была завершена работа по его расчётно-теоретическому обоснованию. В конце июня 1955 года результаты расчетно-теоретического обоснования рассмотрела комиссия во главе с Таммом. Она подтвердила целесообразность полигонного испытания РДС-37.

6 ноября 1955 года прошло испытание одноступенчатого термоядерного заряда РДС-27 (в виде авиационной бомбы), это была модификация устройства РДС-6с. Его главным отличием было отсутствие в его конструкции трития. 22 ноября 1955 года прошло успешное испытание двухступенчатого термоядерного заряда РДС-37 мощностью в 1,6 Мт (также в виде авиабомбы). Бомбу сбросили на Семипалатинском полигоне с бомбардировщика Ту-16. В конструкции РДС-37 тритий также не применялся. Советские учёные добились поразительных результатов и весьма сжатые сроки.

Итоги

Итогом гонки США и СССР в области термоядерных вооружений стал тот факт, что в 1955 году Союз не только догнал Соединенные Штаты в этой области, но и в ряде моментов выбился в лидеры. В частности, советские учёные первыми применили дейтерид лития-6 - высокоэффективное термоядерное горючее (в 1953 году в одноступенчатом изделии, а в 1955 году в двухступенчатом). Советская наука смогла уже в первых испытаниях достичь более высоких показателей в точности расчётно-теоретического определения ожидаемой мощности: в 1953 году значения мощности совпали с точностью ~ 30 %, в 1955 году - с точностью ~ 10 %. Американские расчёты в 1954 году отличались в два раза и более. Превосходство в расчётах позволило в 1955 году сознательно сократить мощность взрыва водородной бомбы в два раза. Опередила советская наука американскую и в области разработки транспортабельной бомбы.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1494 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире