Одно из крупнейших бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс кредит сервисиз» (входит в тройку лидеров рынка) провело исследование качества кредитной истории россиян. Оно базируется на анализе базы данных БКИ «Эквифакс кредит сервисиз», которая насчитывает информацию о 104,6 млн кредитов более чем 60 млн заемщиков-физлиц. Согласно данным исследования, на сегодняшний день только 32% новых заемщиков брали не более одного кредита, в то время как 68% имели неоднократный опыт заимствования у кредитных организаций (в выборку вошли как закрытые, так и действующие кредиты).
При этом накопленный с годами опыт общения граждан с кредитными организациями не способствует улучшению качества обслуживания долгов, следует из исследования. Так, если, по данным БКИ, в 2007 году доля заемщиков, ни разу не допускавших просрочки в обслуживании кредитов, составляла 67,1% от его базы, то по итогам 2012 года она сократилась до 56,1% (около 34 млн заемщиков). При этом доля заемщиков с технической просрочкой (от 1 до 30 дней; как правило, такая просрочка связанна с забывчивостью заемщиков или невозможностью оперативно внести платеж по кредиту), по данным БКИ, на конец прошлого года составляла 19,76% (около 12 млн человек из базы «Эквифакс кредит сервисиз»). Эти граждане, хотя и не являются идеальными заемщиками, все равно желанные клиенты для любого банка, отмечается в материалах исследования.
Гораздо меньше шансов получить кредит у граждан, допускавших более длительные просрочки, а таких не мало — 24,14% от заемщиков, чья история хранится в «Эквифакс кредит сервисиз» (почти 15 млн человек). Причем доля тех, кто допускал грубые нарушения в обслуживании кредитов — просрочка свыше 90 дней (16,39%), значительно превышает долю тех, кто задержал платеж на срок от 30 до 90 дней (7,75%). При этом если заемщики второй категории еще имеют шансы получить кредит в банке, то граждане, допустившие просрочку свыше 90 дней, с большой вероятностью не смогут больше воспользоваться кредитами, отмечают авторы исследования. Всего, исходя из данных «Эквифакс кредит сервисиз», таких около 10 млн человек. «Кредитная история хранится в БКИ 15 лет с момента последнего обновления, и удалить или отредактировать ее невозможно,-- напоминает гендиректор “Эквифакс кредит сервисиз” Олег Лагуткин.-- Поэтому стать персоной нон грата для банков гораздо проще, чем восстановить честное имя».
Впрочем, банкиры не склонны драматизировать ситуацию, указывая, что в ряде случаев даже просрочка свыше 90 дней еще не приговор. «Конечно, заемщики с просрочкой свыше 90 дней не смогут взять дешевый кредит наличными, но товарный кредит под высокий процент банк может выдать,-- говорит член совета директоров банка “Траст” Григорий Варцибасов.-- Таким образом, у заемщика есть шанс исправить кредитную историю, взяв такой кредит и выплатив его своевременно». Кроме того, по его словам, сейчас наблюдается и тенденция к тому, что банки стали обращать внимание на сроки давности просрочки: если просрочка свыше 90 дней допускалась в кризис, то для таких заемщиков будет определенное послабление. «У банков есть механизм реабилитации кредитной истории заемщика. Он предусматривает, что даже если заемщик имел негативную кредитную историю, но после этого вошел в нормальный график платежей в срок и не допускал просрочки на протяжении, например, одного года, то его история будет воспринята позитивно,-- добавляет директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков.-- Впрочем, если заемщик пришел к нам за кредитом с непогашенной задолженностью, просрочка по которой свыше 90 дней, то мы ему откажем». Что касается доли тех заемщиков, которые вообще не допускали просрочек, даже технических, то 56% — довольно много, считает господин Пятков. «Впрочем, это одновременно говорит и о незрелости рынка кредитования в России: несмотря на рост закредитованности, по-прежнему много тех, кто вообще не брал кредиты»,-- резюмирует эксперт.
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: