Дороги, которые нас унижают

Дороги, которые нас унижают

В стране и миреВ стране
Россия верна традициям — причем зачастую не самым лучшим. Как бы не развивалась страна, какие бы экономические усилия не прилагали власти, дороги — прежде всего их отвратительное качество — остаются вечной проблемой.

Это признал недавно и президент Владимир Путин. Вот только одними окриками и констатацией фактов асфальт не уложишь. Россия уже многие годы ищет свой путь, но никак не может проложить к нему нормальную дорогу.

В конце апреля в ходе "прямой линии" с гражданами глава государства заявил, что деньги на дорожное строительство есть, однако недостает мощностей, чтобы их освоить. Между тем, в настоящее время более 60% федеральных автодорог и большинство дорог регионального и местного значения не соответствуют нормативным требованиям. И об этом в прошлом месяце рапортовал не заезжий эксперт, а генеральный прокурор Юрий Чайка.

Нельзя утверждать, что власти не занимаются инфраструктурой: прокладываются новые трассы (местами весьма приличные), строятся транспортные развязки, возводятся мосты и другие сооружения. Вот только не в тех объемах, которые требуются для развития экономики. Состоянию дорожного полотна вроде как тоже уделяется внимание, но и здесь с оговорками: ремонт ведется с каким-то надрывом, когда большое начальство вдруг прищучит или ситуация совсем припрет. В итоге качество работ, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Многие трассы давно превратились в тернии с ухабами, выбоинами, просадками и заплатами. В прошлом веке писатели Илья Ильф и Евгений Петров предлагали бороться с бездорожьем автопробегом. В нынешние времена по проблеме явно надо ударить чем-то потяжелее. И для начала — выбить дурь из чиновничьих голов, чтобы радикально поменять их отношение к дорожной инфраструктуре: она должна восприниматься как один из основополагающих элементов жизнедеятельности государства. А ежели не осознают — тогда сажать (хотя бы за парту, чтобы учились уму-разуму).

Сколько можно терпеть такое безразличие и позориться на весь мир? Страна с колоссальными возможностями сама создает себе гигантские проблемы. Кто только не жалуется и не ругает наши "убитые" дороги: обычные автомобилисты (платя при этом транспортный налог и акциз на бензин), предприниматели, туристы, службы спасения. Необходимость постоянного ремонта трасс вынуждает грузоперевозчиков простаивать в пробках либо искать обходные пути, в результате чего затягиваются сроки реализации проектов, становятся дороже контракты, а бизнес терпит убытки.

Лет 200 назад Наполеон Бонапарт язвил, что в России нет дорог, есть лишь направления. С тех пор немало изменилось в этом плане, но далеко не все. Объемы работ увеличиваются, но дорог все равно катастрофически не хватает для оптимального функционирования экономики. Финансирование инфраструктуры нарастает, но это не те суммы, которые реально нужны для развития дорожной сети. Да и потом, увы, далеко не все деньги расходуются целевым образом — коррупция "старается" вовсю, причем с годами эта тварь становится все прожорливее. Добавьте к этому регулярные хищения и неэффективность использования средств.

"Дорожная" притча во языцех передается из уст в уста и вызывает насмешки уже многие десятилетия. Чтобы, несмотря на все ямы и преграды, Россия наконец получила качественные и современные дороги, региональными или федеральными программами не обойтись. Необходима комплексная инфраструктуризация страны. Возразите, что денег не хватит? Но, во-первых, есть дорожные фонды, нефтяные сверхдоходы (на использовании которых настаивает Минэкономразвития), а в перспективе – инфраструктурные облигации. Во-вторых, воровать меньше надо (с этим, конечно, гораздо сложнее). В-третьих, это задача не одной пятилетки. К тому же в ее решение надо активнее вовлекать частный капитал — отечественный и зарубежный. Главным инвестором пока остается государство, но оно должно обеспечивать благоприятные условия, чтобы бизнес охотнее вкладывался в реконструкцию и строительство транспортных артерий.

Ведь инвестиции в дороги, особенно в российских реалиях, могут стать мощным фактором экономического роста. В этом смысле хрестоматийным примером являются США, где в 1930-50-х была реализована масштабная программа строительства автотрасс и знаменитых хайвэев. Она дала импульс созданию новых рабочих мест, развитию сети придорожных гостиниц, кафе и магазинов, позволила загрузить смежные отрасли. К тому же американцы начали активно путешествовать на собственных автомобилях, "возвращая" таким образом вложенные в дорожные проекты средства.

России тоже нужен инфраструктурный рывок, если она хочет совершить качественный скачок в экономическом развитии и получать выгоды от транзитного потенциала. При этом необходим жесточайший, в том числе общественный, контроль за расходованием средств на модернизацию и строительство объектов, чтобы минимизировать уровень коррупции на всех этапах работ – от выбора подрядчиков до сдачи объектов. Следует также повсеместно внедрять передовые технологии с применением новых материалов (и акцентом на бетон), задействовать "новые руки" (которые растут из правильного места). Не менее важен постоянный надзор за качеством, чтобы "тяп-ляп" результаты остались в прошлом и не "всплывали" после таяния снега или завершения саммитов.

Скажете, что все это глас вопиющего в пустыне, поскольку строить мы не умеем, а если беремся, то либо раздолбаем, либо разворуем (а чаще все сразу)? Но если все время пенять на дороговизну строительства дорог, геолого-климатические особенности местности, разгильдяйство и коррупцию, которыми "славится" наша страна, то дело точно не сдвинется с мертвой точки.

Ни платные дороги, ни ямочный ремонт проблему, естественно, не решают. Кто-то может предложить вообще пересадить всех на вертолеты. Но не факт, что в этом случае все обойдется дешевле и удастся избежать злоупотреблений — будут не откаты, а "отлеты". У нас, конечно, любят пофантазировать, но в XXI веке дороги все еще нужны. Да, любые потуги могут не сработать. Но ведь на то и Россия, чтобы теория сильно расходилась с практикой. Однако шанс для исправления ситуации есть, и все (как, впрочем, всегда у нас) зависит от политической воли.

Ну а пока Кремль да дело, российские дороги продолжают зиять постыдной раной на теле страны, причем нередко кровоточащей — по нашим автотрассам ездить не только неприятно, но и небезопасно для жизни. Вот и получается: что имеем — разрушаем, построивши — латаем, а пользуясь — плачем.

В 1820-х годах Пушкин предрекал в "Евгении Онегине", что лет через 500 дороги в России "изменятся безмерно". Будем надеяться, что со сроками он погорячился. Однако в ближайшие десятилетия страна вряд ли избавится от дорожного проклятья, ставшего уже частью имиджа. Ведь как любит повторять мой одесский дядюшка: "Ой, я вас умоляю, российские дороги — это такая трагикомедия, что Голливуд отдыхает". Так что не тормозите, господа!

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Андрей Сивриди
rosbalt.ru

Комментарии /11

19:0013-05-2013
1
ПП
Нанять китайцев, пусть строят. А наши чинуши и дорожники пусть сосут.

19:2813-05-2013
 
дак они и так сосутПП
Нанять китайцев, пусть строят. А наши чинуши и дорожники пусть сосут.

бабло из бюджета все высасывают

19:5013-05-2013
 
девЧушкаПП
Нанять китайцев, пусть строят. А наши чинуши и дорожники пусть сосут.

В Киргизии дороги делают именно китайцы, и кстати очень хорошо делают! Ехали по дороге из Манаса (аэропорт) в Чолпон-Ату - дорога сказка! Ехали и думали-вот бы нам такие!....

20:3213-05-2013
 
Читатель
В России две беды: дураки и дороги.
Изречение, приписываемое Гоголю

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут…
…Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют…

Пушкин. Евгений Онегин

21:4513-05-2013
 
Читатель
много буков ни о чем, проще бы писал скиньтесь автовладельцы на очередной распил

00:2114-05-2013
 
111
никто и ничего здесь строить не будет. это - криминальный бизнес, крышуемый чиновниками и гаевней.

06:5014-05-2013
 
нехитрая лиса
в анонсе надо: как бы НИ развивалась... НИ прилагали...
а статья для того, чтобы мы не возмущались - везде, мол, так, не только у нас..
МЭР, СДЕЛАЙ ДОРОГИ!!!!!

07:3614-05-2013
 
Читательнехитрая лиса
в анонсе надо: как бы НИ развивалась... НИ прилагали...
а статья для того, чтобы мы не возмущались - везде, мол, так, не только у нас..
МЭР, СДЕЛАЙ ДОРОГИ!!!!!

Мэр только на горшок может сделать, и то когда дадут "добро" из Кемерово.

09:2714-05-2013
 
Читатель
В 90-Х ОТДЫХАЛв казахстане на Капчагайском водохранилище .Удивили состояние дорог в пустыне.Вдоль трассы плакаты-Берегите дороги-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕстраны.

10:1614-05-2013
 
Сити_Ну
Вы вопрос задайте ему где дорожная техника, почему на дорогах ямы?
Или у вас на сайте можно писать только "Единая Россия - любимый Кузбасс"?

10:3814-05-2013
 
ЧитательСити_Ну
Вы вопрос задайте ему где дорожная техника, почему на дорогах ямы?
Или у вас на сайте можно писать только "Единая Россия - любимый Кузбасс"?

Ну понятно, всё с вами!
Как пишут на трамваях "Здоровья и счастиья вам земляки. Губернатор А.Г. Тулеев Мэр В.Г. Смолего" и еще "Кузбассом привык я гордиться!"
Цитаты:
"По словам Валерия Смолего, ремонт дорог - это одно из приоритетных направлений работы в весенне-осенний период.
В первую очередь будет отремонтирована дорога на Ильинку на участке от ДОЗа до Митино." - кто, где и что отремонтировал? Где дорожная техника?
Или дороги не ремонтируют исходя из этого: "Я ему своё мнение не навязывал. Он двигался сам за рулём. Я видел, как он садился за руль и сам ездил по этим дорогам. Не по самым, кстати, лучшим дорогам." ?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире