Экономика в тупике необразованности

Экономика в тупике необразованности

В стране и миреЭкономика и финансы
Рост ВВП России в последние 10 лет на 2/3 был обеспечен простым увеличением количества рабочих часов. Теперь экономика уперлась в потолок - рабочих рук не хватает, те, что есть, неэффективны. Нужен взрывной рост производительности труда, который невозможен без реформы образования.

Период с 1998 по 2008 годы был "золотым веком" российской экономики: ВВП России рос в среднем на 6,9% ежегодно, а ВВП на душу населения увеличился практически в девять раз в номинальном выражении в долларах США. Во многом эти успехи были связаны с трансформациями рынка труда и ростом количества рабочих часов, рост ВВП на душу населения можно на 2/3 объяснить увеличением количества рабочих часов, утверждают экономисты Всемирного банка.

Однако если в 2010 и 2011 годах российская экономика держалась еще хорошо, то в 2012 году темпы роста снизились до 3,5% - это самые низкие темпы за последние 10 лет. Вроде бы это не так уж и плохо по сравнению с Европой и США. Но у замедления есть важная структурная причина - изменение предложения рабочей силы, уверены во Всемирном банке.

Прироста населения в трудоспособном возрасте и притока иммигрантов теперь недостаточно, чтобы обеспечить увеличение рабочей силы.При этом предложение рабочей силы ограничено демографическими факторами - низкой рождаемостью и продолжительностью жизни. К 2050 году рабочая сила в России должна сократиться на 25 млн человек.

В такой ситуации остается надеяться лишь на рост производительности труда. Российские рабочие сейчас одни из наименее эффективных среди коллег в развитых странах. Российский рабочий проводит на производстве 2000 часов в год, чтобы произвести в среднем продукт на $20 в час. В самых производительных экономиках рабочие работают всего 1400 часов в год, чтобы произвести в два раза

Обычно для стран с низким уровнем выпуска экономики в час характерны использование устаревших технологий, неэффективный бизнес и производство, низкий уровень принятия новых знаний и технологических инноваций, плохая бизнес-среда. Все это характерно для России: в экономике преобладают традиционные компании с низким уровнем технологических инноваций, организационные процессы плохо работают, инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Компании предпочитаю не инвестировать в новые знания и технологии, а увеличивать количество рабочих часов. Однако потенциал рабочей силы в России близок к истощению. Подобная стратегия не может обеспечить ускорение темпов роста экономики. Тормозит процесс модернизации экономики и ее структура - концентрация на экспорте сырья. Меньше 10% российских компаний вовлечены в процесс создания инноваций. Это один из самых низких показателей в мировой экономике: среднее для ОЭСР значение - 50%, а для Германии - 70%. Распад СССР также ударил по инвестициям в НИОКР: в 1990 году Россия тратила на исследования и разработки 2% ВВП, а в ней жило 1,9 млн ученых и инженеров, а сейчас - всего 1%. В итоге, российская промышленность все больше устаревает, даже российское оружие теряет конкурентоспособность на мировом рынке.

Российской экономике нужна комплексная реформа и изменение структуры. России нужна экономика знаний, улучшение бизнес-среды и более эффективное регулирование. В основе перестройки должно лежать повышение производительности труда рабочих и капитала - TFP (производительность всех факторов производства). Производительность труда в России быстро растет в секторе услуг, но отстает в промышленности. Но современная экономика требует большего: в США, например, компьютеры и роботы выполняют рутинную работу, а от людей требуются особые знания и навыки для решения необычных задач. Чтобы увеличить производительность труда, нужно увеличить навыки и уровень образования российских рабочих - именно этот фактор в значительной степени ограничивает рост экономики. При этом Россия оказалась среди мировых лидеров по количеству людей с высшим образованием. С 1995 по 2010 годы доля рабочей силы с образованием не выше среднего упала с 47% до 24%. Доля тех, кто имеет высшее образование, повысилась с 20% до 29%. При этом все меньше студентов выбирают естественные науки и инженерные специальности.

Проблема России в разрыве между тем образованием, которое получают россияне, и теми навыками, которые требуются от них на рабочем месте. Образовательная система просто не производит достаточного числа работников с правильными навыками.

В 2012 году Всемирный банк и Высшая школа экономики провели опрос представителей российского бизнеса (1500 компаний в 26 регионах), а также опросы домохозяйств. Результаты опроса могут помочь понять, каких работников не хватает России и что могут предложить те, кто уже есть на рынке труда.

90% российских менеджеров заняты общением с коллегами и решением нестандартных задач. Чуть больше 70% регулярно читают и пишут тексты и даже осуществляют математические расчеты. Лишь 25% из них нужен иностранный язык. Примерно тем же заняты специалисты, правда, они чуть меньше общаются с коллегами и чаще осуществляют расчеты. Иностранный язык им нужен в меньшей степени. Именно специалисты отметили, что важная часть их работы -получение новых знаний и навыков. 90% синих воротничков также заняты общением с коллегами. 25% респондентов отметили, что решают проблемы и выполняют математические операции. Иностранные языки им практически не нужны. Для менеджеров и специалистов обязательно знание компьютера, причем базовых знаний недостаточно. Работодатели чаще всего требуют продвинуты или даже профессиональных навыков. "Синие" воротнички редко используют компьютеры.

При найме работников компании обращают внимание на поведенческие и социальные навыки работники, а также на наличие нужных технических навыков. Для менеджеров самые важные навыки: способность планировать, принимать нестандартные решения и решать проблемы, также важны лидерские качества. Кандидат также должен иметь личные связи в отрасли.Для специалистов важны технические, а также социальные и поведенческие навыки, например, ценится возможность работать независимо и при этом умение взаимодействовать с другими людьми. Примерно таковы же требования к "синим воротничкам".Что особенно ценят работодатели видно по соотношению навыков и зарплат. Главным образом, доходы связаны со знанием компьютера: люди с профессиональными знаниями получают на 60% больше людей без компьютерных навыков, а также имеют больше шансов быть нанятыми. При этом 53% опрошенных работников не используют в работе компьютеры. Правда, среди тех, кто младше 25 лет, таких всего 13%. Знание иностранных языков мало влияет на доходы, напротив, шансы быть нанятыми у людей, хорошо владеющих иностранными языками, меньше.

Каждая третья фирма в России заявляет, что ей не хватает как минимум одного навыка у ее сотрудников. Особенно разрыв велик в инновационных компаниях. Например, инновационные компании жалуются, что их сотрудники плохо решают проблемы.Причем конкуренция за работников растет. Это увеличивает нагрузку на инновационные компании, хотя их финансовое положение куда лучше, чем у традиционных.

Во Всемирном банке использовали результаты опроса 1500 россиян старше 18 лет, живущих в 40 регионах России, а также двух тысяч российских студентов из 10 крупнейших регионов. С помощью этих данных, а также различных международных исследований во Всемирном банке оценили разрыв между необходимыми навыками и тем, что дает российское высшее образование.

Расходы на образование в России чуть ниже среднемирового уровня: в ОЭСР на образование тратят 6,2% ВВП, а в России - 5,5%. Соотношение студентов и преподавателей в России составляет 17 для первичного образования и 8,8 для вторичного. Для стран ОЭСР эти показатели соответственно составляют 15,8 и 13,8. С 1990 года по 2010 год количество людей, получающих высшее образование, увеличилось в 2,5 раза - с 2,8 млн человек до 7,1 млн. Причем уже с 2000 годов студенты предпочитали учиться за деньги, а не бесплатно. Соответственно, выросло и количество учебных заведений. Начальная школа. Начальная школа эффективно развивает когнитивные способности. Это касается, например, математики и естественных наук, а также чтения.

Средняя школа. А вот в средней школе развитие когнитивных способностей уже ограничено. Уровень образования в средней школе в России отстает от стран ОЭСР, но выше, чем в других странах с аналогичным уровне развития.В отличие от стран ОЭСР в российском образовании больше внимания уделяется запоминанию фактов, а не развитию возможностей взаимного сотрудничества. В итоге, российские школьники и студенты получают ненужные навыки: использование уже не актуальных источников, рутинная работа и отсутствие группового взаимодействия. Именно поэтому будущим работникам не хватает таких навыков как решение проблем или гибкое отношение к работе.Если техники обучения станут более современными, то это поможет значительно повысить производительность труда и навыки работников. ВУЗ. Но еще хуже дела обстоят в высшем образовании: российские студенты получают совсем не те навыки, которые затем пригодятся на работе. Это не значит, что от высшего образования нет совсем никакой пользы: студенты четвертых и пятых курсов имеют куда больше навыков, чем новички. Они могут писать длинные тексты и делать устные презентации, у них выше компьютерная грамотность и знание языков. Но проблемы с командной работой, самодисциплиной, лидерством и другими важными способностями никуда не деваются.

Да и сами студенты разочаровываются в высшей образовании. На первом курсе они верят, что образование поможет им найти хорошую работу. Уже к середине обучения 27% студентов уверены, что их знания не подойдут для будущей работы. 29% не знают, чем будут заниматься после окончания вуза. При этом сами студенты не очень представляют, какие знания и навыки нужны работодателям.

Структура образования ведет к определенной структуре знаний и навыков у населения. В России очень высокий уровень неравенства по образованию. Это заметно по различным социальным признакам: полу, возрасту, а также специальностями.

Компаниям сложно подобрать подходящего сотрудника. Например, на севере страны живут более грамотные люди, но им не хватает желания учиться или открытости к новому. На юге иначе: люди открыты к новым знаниям, но им не хватает образования. С помощь миграции этот разрыв заполнить невозможно: в Россию приезжают не слишком образованные выходцы из других стран.

Регионы различаются и по уровню открытости новым знаниям. Готовы учиться жители крупных городов вроде Москвы и Санк-Петербурга. Жители Северного Кавказа и Дальнего Востока больше открыты для новых знаний, чем жители северных регионов, но им не хватает базовых навыков. Работодателю нужно и то, и другое.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /9

16:5918-07-2013
 
Цукатий
Кратко изложите.
Развели словесный понос понимаешь-ли ...

17:3818-07-2013
 
Читатель
Если коротко,все то что воспевали со времен горбачева оказалось намного хуже , чем было до. Если коротко-жидко ..............

17:5418-07-2013
 
Читатель
чет как-то "золотой век" российской экономики остался незамеченным.

19:0818-07-2013
1
THX 1138
То ли еще будет...

20:4718-07-2013
 
Трудяга
Отток капитала уменьшить нужно и коррупционную составляющую, а то все ко у власти был потом лондоне трутся, печально =(((( А наши рабочие самые незащищенные и работают они в опасных условиях и в два раза больше, ни у кого заинтересованности нет, бестолковая статья. Расскажите лучше о достижениях людей, различных профессий.

08:5819-07-2013
 
852
Что заказали, то и получили. специалистов старой советской школы разогнали- обозвав ретроградами, а новые на старом оборудовании работать не хотят, да и не умеют. Нет преемственности. Капвложений в экономику почти нет, только в развления, да покупки. И после этого о каком росте может идти речь. Рост только в том, что за зеленые американские рубли продается за рубеж(нефть, газ, уголь, металлы, лес- то бишь сырьё)

13:2119-07-2013
 
ольга
надо прекратить повальное воровство,ВСЕ НАЧИНАНИЯ ХОРОШИЕ_РАСТАЩУТ ,ЧТО МЫ И ИМЕЕМ!-воруют по сводкам все от и до ,такого не было ,ЕЩЕ КАКУЮТО АМНИСТИЮ ПРИДУМАЛИ ,НАДО УЖЕСТОЧИТЬ ВОРОВСТВО ,ВВЕСТИ КОНФИСКАЦИЮ ПОЛНУЮ ,ЛИБО КАК В КИТАЕ!!_РАССТРЕЛИВАТЬ К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ, у ОДНОго все заберут ,КУДАВОРОВСТАВОДЕНЕТСЯ ,АСЕЙЧАС ВСЯ ШУШАРАВПОМАНИСТИИ выйдет безнаказанная .ДАЖЕ ШТРАФЫИМПРОСТЯТ,НАДО ,ЧТОБЫ ОНИВСЕ ДЕНЬГИ НАВОРОВАННЫЕ ВЕРНУЛИ ЛЮДЯМ ,ЛЮДИ НЕЗАЩЕЩЕННЫЕ СОВСЕМ ,ИХ ОБДИРАЮТ ,ОБМАНЫВАЮТ ,на улицу выкидывают каксобак эти прохиндеи-А ИХ ВЫПУСКАЮТ ,60 -55 ЛЕТ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОНЯЛ ,ЧТО ВОРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ,ОН УЖЕ ЗАТОЧЕН ПОД ЭТО -ЕГО ВЫПУСКАЮТ ,ЕГО МОГИЛА ИСПРАВИТ ТОЛЬКО ,ЧТО СЕЙЧАС БУДЕТ-ОНИ НАМ В ЛИЦО БУДУТ ПЛЕВАТЬ !"УЖАС !

13:5919-07-2013
1
Карина
"К 2050 году рабочая сила в России должна сократиться на 25 млн человек." - как она может сократиться когда сейчас все повально рожают! Благодаря мат. капиталу правда. куда не глянешь, кругом мамашки с колясками и старшими детьми. Мне кажется они ошибаются по пов. рабочей силы. Рабов то как раз и наших хватит. Главное чтоб копейки не платили!

20:0520-07-2013
 
Читатель
По поводу роста ВВП могу сказать, что бы он рос, нужно производить что то с высокой надбавленной стоимостью. А это естественно развитие науки, образования. Но сейчас это уже не поможет так как мы отстали практически во всем. Зайдите в любой маг. быт. техники, много вы там видели нашей техники. Поэтому как мне видится нужно делать аналог форсированной индустриализация как при Сталине только научной наукализации. Т.е. да сделать железный занавес и сказать фиг вам граждане смартфоны,компы,плазмы и т.д.. Хотите это делайте сами из собственных комплектующих, да придется изобретать велосипед по новой (а еще забить на все патенты). Но только пройдя этот этап мы сможем создавать что то действительно новое. По мне так это единственный вариант для роста ВВП в статичном рынке.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире