Прочел. Удивления никакого, у нас так всегда: чуть зашевелилась за границей свобода – давай тут же закручивать гайки под рефрен о самобытности. Что при Николае I, что при Александре III, что при Владимире.
Я, когда услышал про новые (то есть старые) основы госкульта, как раз читал дневники цензора академика Никитенко: "…Народы Европы до того созрели, что порешили жить самостоятельно, для самих себя. Авторитет лиц уничтожен, и на место его водворен авторитет человечности, законности и права. Холопы нравственные и политические возмущены. Они называют это безначалием, своевольным ниспровержением освященного преданием порядка… Порядок, по их мнению, в том, чтобы масса людей пребывала в скотской неподвижности и страдала ради величия и благополучия немногих". Как про Мединского со товарищи — хотя писалось в 1848 году, а тогда российской культурой заведовал граф Уваров, автор "самодержавия-православия-народности". Но и 134 года назад верноподданнические патриоты, взволнованные революцией во Франции, точно так же предлагали прижать чуждые русским ценностям "Отечественные записки" и "Современник", а заодно и позакрывать университеты (как рассадники чуждого либерализма).
Самое смешное, что я с Минкультом в определении русской цивилизации согласен, и сам это не раз писал: Россия — не Европа. Современной русской культуре не свойственны ни европейская логика, ни равенство перед законом, ни ценности западного негероического христианства. Наша культура: "Слабых – бьют". Западная культура: "Слабых бьют негодяи".
Поэтому я нынешнюю отдельность русской культуры от западной (а культура – это все то, что человек производит, минус гены) воспринимаю как трагедию. А в Минкульте – похоже, как повод для восторга.
У меня для трагического восприятия есть резоны. Запад для русского искусства – одновременно и локомотив, и отдел контроля качества. Русский роман вышел из английского и французского, которым зачитывались Пушкин и Лермонтов. Русская живопись с опозданием, но повторяла путь итальянского Возрождения и французского импрессионизма: без них у нас не было бы ни Репина, ни Серова, ни даже Шишкина, который, в отличие от первых двух, потому и не прошел западный ОТК, что с диким отставанием повторял европейскую пейзажную живопись. Русская архитектура… Так Кремль построен итальянцами, а Фиорованти потому и позвали в Москву, что построенный местными умельцами Успенский собор рухнул. Про архитектуру моего Петербурга вообще молчу – за то его и люблю, что архитектурно он больше Европа, чем многие европейские города.
В этих заимствованиях, проникновениях нет ничего унизительного. Принципы эволюции культуры и жизни схожи: ничто новое не возникает из ничего. Плавники древних рыб превращаются в лапы ископаемых ящеров, лапы ящеров – в крылья птиц, Homo erecrus – в Homo sapiens… И природа, и человек работают только с тем материалом, что имеется в наличии. Отказ от мультикультурализма – это как отказ от разнообразия биологических видов. Типа, даешь несушек одной породы.
А в Европе на фундаменте единых ценностей – как на едином генетическом коде – создаются абсолютно разные культурные тела. Культура Финляндии отлична от культуры Франции, Португалии – от Италии. Да и внутри той же Италии – какой разброс!
Да, всюду в Европе одни и те же духовные ценности: разделение властей, выборность и сменность народных представительств, независимость судов, уважение к личности, защита прав малых и слабых групп, ценность индивидуальной жизни и ценность свободы. Но какие разные цветут цветы! Вот почему по Европе так интересно ездить. В отличие от России, где во всех городах и весях – один и тот же псевдогреческий драмтеатр с колоннами, тоска типового домостроения, плюс памятник Ленину на одноименном проспекте. Исключения – Питер, Суздаль да горстка небольших городов по большим рекам, типа Мышкина на Волге.
Поэтому, когда мне говорят о русских духовных ценностях, которые посредством культурного сторожевого контроля следует охранять, меня охватывает мелкая хвойная дрожь: "Н-н-назовите. Пож-ж-жалуйста. Р-р-русские. Д-д-духовные! Ц-ц-ценности!". Пусть замминистра Аристархов (это его подпись стоит под "Основами госполитики") и министр Мединский ответят прямо, не юля. Если русская цивилизация – особая, отдельная (тут я соглашусь, ее и автор "Столкновения цивилизаций" Хантингтон таковой считал), то в чем особые, отдельные русские духовные скрепы? Что цивилизационно прогрессивного, привлекательного мы можем дать человечеству?
Что, кроме цепочки отрицаний (мы отрицаем мультикультурализм, индивидуализм, формализм, постмодернизм и, хоть он из другой компании, гомосексуализм), мы можем предложить миру? Ведь отрицание ценностей не может быть ценностью – особенно тогда, когда оно строится на "бытовом здравом смысле", который нередко синоним невежества.
А пока Аристархов с Мединским молчат (потому что про "самодержавие–православие–народность" говорить вслух все же еще стыдно), я кое-что про современную государственную русскую культуру скажу. Это культура цивилизационного тупика. Это поклонение архаичному общественному строю, вотчинному самодержавию, эдакому социальному мамонту, посредством изоляции его от жизни на земле. С тоскливым пониманием обреченности — потому что эволюция дает шанс выжить только тем, кто меняется.
Наша русская мединская культура есть просто культ обслуживания этого мамонта, ритуальный танец.
Это, с моей точки зрения, для культуры губительно. При таком подходе бездушные провинциальные города не смогут превратиться в полигоны культурного авангарда. При таком подходе все живое, что там есть, будет объявлено Гельманом в Перми и зачислено во враги традиции. А традиция – это сидеть за забором и охранять власть царя, не открывая себя миру и не пуская мир к себе.
Только мамонт все равно обречен. Просто со временем динамичная цивилизация Запада откопает его среди глыб льда, с любопытством выделит ДНК, расшифрует и вырастит из пробирки для зоосада. Так сказать, в познавательных и поучительных целях.
Комментарии /78
с чего бы это?
Но зато в мире есть другая страна, которая всем несет крылатое добро и демократию.
Ответье, если можете, на поставленный автором статьи вопрос: каковы они, НАШИ ценности?
Я серьезно прошу ответить тех, кому есть что противопоставить миру и предложить россиянам. В духовном плане.
Соберем всех либерастов в одной теме! Чем тухлее заголовок, тем больше либерастов придет
Соберем всех либерастов в одной теме! Чем тухлее заголовок, тем больше либерастов придет
Но, во-первых, не считаю картинку с НТВ показательной, а во-вторых, действительно хочу узнать мнение тех, кто здесь обычно противопоставляет себя "гейропам"
Но, во-первых, не считаю картинку с НТВ показательной, а во-вторых, действительно хочу узнать мнение тех, кто здесь обычно противопоставляет себя "гейропам"
Вспомнился анекдот советских времен: сидят двое чукчей, ноги в Ледовитом океане греют. Один говорит озабоченно: "Меня беспокоит Гондурас!" Второй: "Говорил я тебе: не тереби его!"
Если вас, господин "!!!", так сильно беспокоит Америка, просто не теребите её у себя.
Ответье, если можете, на поставленный автором статьи вопрос: каковы они, НАШИ ценности?
Вот в Европе они есть. И в Америке есть. А у нас - нет. А если качество жизни падает и экономика хромает, да еще и цементика между нами не достаёт, то... я боюсь накаркать, но может получиться как в Украине.
Поэтому. Нам либо надо срочно выдумать эти НАШИ "особые ценности", устраивающие ВСЕХ и способные стать доминирующей идеологией. Либо, не изобретать велосипед, а внимательно присмотреться к "чужим" и перенять у них всё лучшее. Вместо того, чтобы обзываться на них "гейропами" и "толерастами".
Вот в Европе они есть. И в Америке есть. А у нас - нет. А если качество жизни падает и экономика хромает, да еще и цементика между нами не достаёт, то... я боюсь накаркать, но может получиться как в Украине.
Поэтому. Нам либо надо срочно выдумать эти НАШИ "особые ценности", устраивающие ВСЕХ и способные стать доминирующей идеологией. Либо, не изобретать велосипед, а внимательно присмотреться к "чужим" и перенять у них всё лучшее. Вместо того, чтобы обзываться на них "гейропами" и "толерастами".
да и от идеологии отказываться тоже нельзя, тк сейчас русские напоминают стадо, но движущееся в разные стороны, преследующих каждый свою собственную цель. иногда даже не осознавая какую(в большинстве ту которую навязали "свыше")
да и от идеологии отказываться тоже нельзя, тк сейчас русские напоминают стадо, но движущееся в разные стороны, преследующих каждый свою собственную цель. иногда даже не осознавая какую(в большинстве ту которую навязали "свыше")
А ознакомиться с "чужими" интернет не возбраняет ;)
Достаточно набрать в гугле слово "либерализм" и прям по пунктикам узнать что это такое и так ли уж страшно.
Но, судя по Вашим комментам на этом сайте, я скорее обращаюсь, конечно, не к Вам, а к Вашим оппонентам.
Далее вы правы в том, что всегда будет существовать искусственная, выдуманная часть - потому, что просто люди разные и у всех были и будут разные цели и желания. Они будут придумывать себе ценности в соответствии со своими желаниями и мир будет бурлить и суетиться - вечно. Но чем дальше эти выдуманные ценности от естественных природных законов существования человека и общества, тем бессмысленнее и тяжелее будет жить в таком обществе. Вот и всё.
Далее вы правы в том, что всегда будет существовать искусственная, выдуманная часть - потому, что просто люди разные и у всех были и будут разные цели и желания. Они будут придумывать себе ценности в соответствии со своими желаниями и мир будет бурлить и суетиться - вечно. Но чем дальше эти выдуманные ценности от естественных природных законов существования человека и общества, тем бессмысленнее и тяжелее будет жить в таком обществе. Вот и всё.
Согласен с вами, ценности не должны противоречить природе человека, но рефлексия над ними - обязательна.
Зависть, жадность, эгоизм - свойственны человеку. Но мы ведь стараемся не давать волю этим естественным чувствам.
И там, где ценности лишь естественны и над ними не поработал разум, там неизбежны всякие досадные недоразумения. Типа пандусов, упирающихся в глухую стену.
Тогда разуму не придется выдумывать искусственные ценности и правила, чтобы обуздать "естественные" плохие склонности, он просто поймет, что они неестественные, и просто поставит их вне закона. Вот о чем говорилось, когда предлагалось осознать естественные ценности.
Конечно, реально никогда не будет на земле общества идеальных святых, здесь и не хочешь, а убьешь, и соперничество всегда будет, но принимать ту теорию, что отрицательные качества естественны и требуют искусственных ограничений, все же слишком опрометчиво. Все эти темные стороны удаляются на раз при желании, зачем же утверждать их естественность?
Тогда разуму не придется выдумывать искусственные ценности и правила, чтобы обуздать "естественные" плохие склонности, он просто поймет, что они неестественные, и просто поставит их вне закона. Вот о чем говорилось, когда предлагалось осознать естественные ценности.
Вот вы говорите "если чистый разум откроет" и "тогда разуму не придется выдумывать" - а что между этими двумя событиями, как не то, что я называю рефлексией над естественными ценностями? Так все-таки надо разуму вмешиваться в естественных ход явлений или нет?
Конечно, реально никогда не будет на земле общества идеальных святых, здесь и не хочешь, а убьешь, и соперничество всегда будет, но принимать ту теорию, что отрицательные качества естественны и требуют искусственных ограничений, все же слишком опрометчиво. Все эти темные стороны удаляются на раз при желании, зачем же утверждать их естественность?
Уверен, что природа человека несёт в себе как отрицательные, так и позитивные качества. И они дополняют друг друга, по принципу ин-янь. Так что, это не досадные "искажения", а естественные дополнения позитивных качеств человека: где лень - там изобретательность, где эгоизм - там выживаемость, где жадность - там рациональность, где зависть - там способность к заимствованию чужого опыта. От негативных качеств никуда не денешься (иначе, пришлось бы избавляться и от их антиподов), но нужно знать о них и управлять ими ("если как следует потрудиться"). Граница раздела между добром и злом - в сердце (культуре) каждого человека, и сам человек решает ГДЕ эта граница пройдет.
То есть мы подбираемся вот к какому краеугольному вопросу существования: имеет ли право человек на самостоятельный выбор или должен полагаться на предопределенность свыше?
Выбор? Конечно, есть. Но он ограничен естественными законами природы, которые придумали не мы. И нас самих создали не мы. Обидно? На самом деле не совсем. Просто нужно узнать ответы на конечные вопросы, может быть там все не так уж плохо, хе-хе-хе! В общем, лучше знать. Знать! Не выдумывать. Выдумывание есть сворачивание вбок от кратчайшего пути. Что удлиняет время движения. Искусственные цели отвлекают. Общество должно знать смысл всего - от страны до собаки.
Если в процессе смены состояний вы желаете взять от жизни по максимуму (делать все как можно лучше), то этот принцип конечно делает вас рачительным/рациональным (дополнение к жадности, кстати), но не отвечает на вопрос - КАК? Принцип понятен, но от чего зависит способ достижения цели? Внешние факторы на этот способ конечно влияют. Но ведь и мы сами его определяем! Или нет? И мы опять с вами упираемся в духовные ценности, которые на деле оказываются не настолько "естественными" (читай - простыми), чтоб только лишь противостоять разрушению, упадку, смерти. Ибо МЫ САМИ ОПРЕДЕЛЯЕМ что есть рождение, а что смерть.
ИЛИ НЕТ
Нет. Я считаю, что у нас все всегда сделано. Но так, как мы того заслужили.
> избавиться от плохих качеств придется
Это уже было в истории. Но, как показала практика, избавиться от них можно только вместе с самим челоеком.
> Просто нужно узнать ответы на конечные вопросы
Всего-то! :)
> Знать! Не выдумывать.
Не придирайтесь к словам.
> Так целая книга про это написана, большая, знаменитая.
Какая?
Признаете за человеком право выбора, но - лишь в простых "объективных" ситуациях, а остальное - чревато "жутковатыми предрассудками". Получаетя, человек может сам решить, наступить ему в лужу или обойти, раскрыть зонт сейчас или еще подождать, а более сложные вопросы - глубоко в подсознании.
Говорите, что от плохих качеств человека нужно избавляться, но - вас не смущает, что придется заодно избавиться и от хороших. А тогда что останется? Останется ли сам человек?
И не имея системы ценностей (читай - критериев оценки), кто и как будет решать: плох ли человек? И что делать с человеком, который оказался плох, особенно если сам он с этим не согласен?
"Идем вслепую, но дойти должны. Кому должны? Себе. Без логического объяснения. Это надо чувствовать." - ну и к чему же мы таким образом дойдем?
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: