Как покупали машины в СССР

Как покупали машины в СССР

В стране и миреИстория
На что шли граждане Советского Союза, чтобы купить автомобиль

Прошло почти четверть века с того момента, как автомобили стали доступны любому гражданину России. Мы уже забыли все те схемы, по которым приобретался автомобиль во времена СССР. За машину советские люди готовы были идти на все и раскрывали свои самые низменные стороны души.

Способов приобретения автомобиля во времена послевоенного Советского Союза  существовало много. О некоторых из них не знают до сих пор, но были и распространенные среди граждан могучего Союза схемы. Вспомним главные из них.

За заслуги перед Родиной

Страна всегда помнила своих героев: в какие-то времена репрессировала, в какие-то поощряла, в том числе и машинами. Самым отважным и смелым гражданам СССР машины генсеки дарили лично даже без всяких денег. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди. И так как одной машины на семью было более, чем достаточно, все оставались довольны.

Годы в очередях

Всем остальным приходилось ждать. Срок ожидания составлял в среднем около семи-восьми лет. В очередь нельзя было попасть просто так — требовалось вставать в нее на каком либо из предприятий и копить деньги. Стоимость ГАЗ-21 составляла в 1970-е годы примерно 5500 – 6000 рублей, за «Жигули» приходилось отдавать около 8000 рублей. При зарплате в 100-150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись. Во-первых, тратить было почти не на что, во-вторых, за годы ожидания, откладывая из семейного 200-300-рублевого бюджета по 100 рублей в месяц за семь лет накапливалась нужна сумма, в-третьих, кто не успевал накопить денег, чаще всего собирал нужную сумму по всем родственникам и знакомым.

Сам процесс покупки автомобиля выглядел крайне унизительным. Отстояв главную многолетнюю очередь, нужно было выдержать еще несколько непосредственно в автомагазине — их было всего несколько и на такие города, как Москва и Санкт-Петербург приходилось всего по одному советскому «автосалону». Кстати, самих машин в них не имелось! Покупателю выдавали справку-счет, затем он шел в специализированную сберкассу, где опять стоял в очереди. Потом возвращался в магазин за чеком (после еще одной очереди) на получение автомобиля, ехал на склад, где ждал очередного автовоза с машинами и брал в итоге машину просто по номеру с тем цветом кузова, который достался. И это было счастье.

Волосатая рука

Ожидание автомобиля в очереди могло растянутся на гораздо большее время из-за граждан, которые совершенно непонятным образом появлялись в списках очередников. Купить себе место было практически невозможным — деньги были никому не нужны, но встроить свою фамилию через знакомых в автомагазине или высших чинах в партии — легко. Никакой электронной очереди и порядковых номеров попросту не существовало, и отследить законность продвижения очереди просто не представлялось возможным.

Б/у автомобили

В 1978 году Алла Пугачева написала песню, в которой звучали такие строки: «С треснутой фарою, с дверцами старыми, века прошедшего стиль. Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль». Это мечта, увы, на самом деле была практически не выполнима: все подержанные машины продавались через комиссионный магазин. Они создавались для борьбы со спекулянтами, но на самом деле никакой борьбы не наблюдалось — старые машины стоили как новые.

Существовали различные коррупционные схемы, когда сами сотрудники комиссионки за внушительную взятку как бы невзначай сводили продавца и покупателя, которые уже давно обо всем договорились. Для этого требовалось гораздо больше денег, чем при покупке автомобиля через многолетнюю очередь.

Вояж в братские республики

Часто за машинами отправлялись в братские республики. Грузия, к примеру, всегда негласно считалась родиной советского бандитизма и воровства, там же с лихвой хватало и спекулянтов, которые с удовольствием продавали машины за цену, в 4-5 раз превышающую государственную.

Счастливый случай

Встречались и совершенно невероятные истории. В 1983 году известен случай, когда в учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении автомобилей «Москвич» в кредит. Схема, до селе виданная только при старом режиме, удивила рабочих и крестьян, но в реальности это оказалось сущей правдой. Оказывается, из-за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга», многие западные страны отказались от советских машин. Тогда «Москвич» продавали даже в Ирландию и Шотландию в праворульном исполнении, а во Франции реализовывались кабриолеты «Москвич». В результате весь экспорт осел в СССР и машины переполнили все склады. «Халява» продолжалась недолго.

И еще немного случая

Кто же ждал такого счастливого случая с «Москвичами»? Предугадать такое было просто невозможно, поэтому люди активно скупали билеты «Спортлото», где частенько разыгрывали автомобили. Везло единицам, но ведь везло ж!

…Честно говоря, мы можем долго ностальгировать по советскому прошлому, но чисто с автомобильной точки зрения я бы предпочел нынешние времена. Пусть с возможными санкциями, пусть с российской сборкой, пусть с чем угодно, главное — с доступностью почти любой машины, которую хочется.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Сергей Белоусов
avtovzglyad.ru

всего: 2786 / сегодня: 2

Комментарии /21

11:2702-09-2014
2
Субботник
конечно же тогда крутились как могли, что впрочем и теперь приходится делать, но все же коррупционные схемы были исключением из правил а не априори по крайней мере в кузбассе. а то у молодого поколения сложится впечатление - оно же у нас впечатлительное

11:3102-09-2014
6
Читатель
А еще если тыдожался наконец то машины, и купил ее к тебе могли прийти бандиты и вежливо попросить продать, у меня знакомый в конце 80-х получил 9-ку на шахте пришли братки и предложили поменяться на запорожец... он согласился.

11:5802-09-2014
11
да заткнись ты уже!Субботник
конечно же тогда крутились как могли, что впрочем и теперь приходится делать, но все же коррупционные схемы были исключением из правил а не априори по крайней мере в кузбассе. а то у молодого поколения сложится впечатление - оно же у нас впечатлительное

прихвостень хренов!

эстафету коррупции нынешняя власть и нынешнее чиновничество приняли от своих предшественников - совдеповской номенклатуры целиком и полностью

и уж в кузбассе-то как раз крали по черному потому, что было что красть. достаточно вспомнить кражу состава алюминия с нказа под видом металлолома комсомольцами, которых крышевали начальники предприятия, и многомиллионную аферу с сотнями тех же машин, которые до работяг почти не доходили а сразу - тоже составами шли бандюкам и крышевалось это все гаишней тогдашней и тем же руководством предприятия. а разворовывание практически полностью стратегических запасов цветмета с метзаводов города, который должен был идти на выплавку высокосортных сортов стали на нужды обороны в случае надобности, и все это крышевалось как местным чиновничеством и парторганами, так и вышестояшим, вплоть до столицы

12:0002-09-2014
 
Читатель
Что лучше: Когда есть деньги, но нечего купить или когда магазины завалены всем чем можно, но нет денег?

12:0702-09-2014
 
---
Лучше когда в магазинах все есть и денег хватает минимум на 75% от желаемого.

12:2102-09-2014
 
Читатель---
Лучше когда в магазинах все есть и денег хватает минимум на 75% от желаемого.

Дааа, из серии "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным"

12:2302-09-2014
1
Читатель
фото 3 - и вы говорите в ссср не было секса?! или это на заграничном автосалоне?

13:0302-09-2014
 
Читатель
Если бы не было кредитов,то большинство и сейчас осваивало бы общественный транспорт.Всё со временем меняется.Вспомнили бы ещё времена первых телевизоров.Или с каким трудом было поставить дома городской телефон,который теперь на хрен никому не нужен.

13:1302-09-2014
 
Читатель
У моих родственников было ещё смешнее. В середине 90х получили от шахты иномарку, к ним пришли братки и вежливо предложили поменяться на Жигули 6 модель, ну они и поменялись. А когда родственник пришёл в ГАИ, машина оказалась угнаной в Новосибирской области.

13:4602-09-2014
 
ммм
а ведь как то жили без машин? И не плохо жили! Шахтёр и металлург могли действительно позволить себе многое,а сейчас металлургии как таковой ,НЕТ!Шахтёрики все в ипотеках и автокредитах им голову поднять не когда, низяяяяяя,хозяин выгонит!

14:1702-09-2014
 
А...
Еще и так было!
Мой дед 1983 во время отдыха в "сочах" выиграл в спорт лото ваз 2111.
Двоюродный брат деда также выиграл ваз 2111 во время санаторного отдыха в далекий 1980 годах. Обе машины красного цвета были.

14:2202-09-2014
 
Читатель
Моему покойному ныне дяде , в советское время, токарю локомотивного депо, министр путей сообщения подарил Москвич 412 , правда Ижевского завода. Он на нём проездил 25 лет, следил за ним и продал в хорошем состоянии, когда уже по медицинским показаниям ему было ездить на машине запрещено. Так он сказал однажды, если не министр - ездил б на моцике своём Урале так и до самой смерти.

14:2602-09-2014
 
Читатель
Как лихо аффтары статейки перевели стрелки на авто. Одно забыли упомянуть. Авто в те времена было элементом престижа,но никак не средством первой необходимости. Забыли попутно про все бесплатное(жилье,здравохранение и.т.д и тп). А также сколько комуналка была и далее,а также про "профсоюзные" путевки и в санатории и туристические. Для сравнения при той зарплате средней в 200р путевка для школьника в Москву на самолете на 5 дней стоила 70р. И далее. Ну и про коррупцию - за определенную,по нынешним меркам вовсе незначительную сумму была расстрельная статья.

14:2802-09-2014
 
Субботникда заткнись ты уже!
прихвостень хренов!

эстафету коррупции нынешняя власть и нынешнее чиновничество приняли от своих предшественников - совдеповской номенклатуры целиком и полностью

и уж в кузбассе-то как раз крали по черному потому, что было что красть. достаточно вспомнить кражу состава алюминия с нказа под видом металлолома комсомольцами, которых крышевали начальники предприятия, и многомиллионную аферу с сотнями тех же машин, которые до работяг почти не доходили а сразу - тоже составами шли бандюкам и крышевалось это все гаишней тогдашней и тем же руководством предприятия. а разворовывание практически полностью стратегических запасов цветмета с метзаводов города, который должен был идти на выплавку высокосортных сортов стали на нужды обороны в случае надобности, и все это крышевалось как местным чиновничеством и парторганами, так и вышестояшим, вплоть до столицы

это вы про какое время говорите? не тогда ли когда под видом перестройки во власть стали проникать либералы-демократы аля горбачева

14:3102-09-2014
 
ЧитательСубботник
это вы про какое время говорите? не тогда ли когда под видом перестройки во власть стали проникать либералы-демократы аля горбачева

Дык он все спутал,он про 90-е имел ввиду,а про СССР в интернете прочитал(похоже для него это один и тот же период)

14:3302-09-2014
 
Субботник
тогда хоть не наглели повсеместно и это было, повторю, исключением из правил. а сейчас это правило - без коррупционных схем не одно дело не ведется.... так что кого нам за это "благодарить" еще вопрос!

15:2302-09-2014
6
НаташаСубботник
тогда хоть не наглели повсеместно и это было, повторю, исключением из правил. а сейчас это правило - без коррупционных схем не одно дело не ведется.... так что кого нам за это "благодарить" еще вопрос!

Да пошёл ты ...

16:5202-09-2014
 
СубботникНаташа
Да пошёл ты ...

поверьте, лично я в ваших проблемах не виновник. так что посылайте ... тех кто заслужил, мне ваши оскорбления побоку

20:5202-09-2014
1
ЧитательЧитатель
Как лихо аффтары статейки перевели стрелки на авто. Одно забыли упомянуть. Авто в те времена было элементом престижа,но никак не средством первой необходимости. Забыли попутно про все бесплатное(жилье,здравохранение и.т.д и тп). А также сколько комуналка была и далее,а также про "профсоюзные" путевки и в санатории и туристические. Для сравнения при той зарплате средней в 200р путевка для школьника в Москву на самолете на 5 дней стоила 70р. И далее. Ну и про коррупцию - за определенную,по нынешним меркам вовсе незначительную сумму была расстрельная статья.

Ну не стоила путёвка на самолёте в Москву 70 руб. С 1980 по 1989 годы стоимость билета была 62 руб в одну сторону и гостиница стоила не дешевле 2 руб с носа.

09:3803-09-2014
 
ЧитательЧитатель
Ну не стоила путёвка на самолёте в Москву 70 руб. С 1980 по 1989 годы стоимость билета была 62 руб в одну сторону и гостиница стоила не дешевле 2 руб с носа.

Я про профсоюзную,которые были всегда. Может быть конечно не так как сейчас куда хочу туда и еду,но при такой цене как правило не капризничали,брали и ехали.

18:5711-10-2014
 
Читатель
Эх, я скучаю по социалистическому обществу.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире