Об обязанности организаций бороться с коррупцией

Об обязанности организаций бороться с коррупцией

Местные новостиО законах
Организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.

В России с 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на все российские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции.

Данная статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ, которым внесены изменения в ряд законодательных актов в связи с принятием Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Таким образом, отсутствие в организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности системы указанных мер будет свидетельствовать о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства.

В соответствии с пп. «1» ч.2 ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к числу таких превентивных антикоррупционных мер, принимаемых в организации, относится определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Должностное лицо либо подразделение, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, должно быть определено в первую очередь. Конкретный выбор должен зависеть от объема предполагаемой работы, численности сотрудников предприятия, его сферы деятельности и других обстоятельств.

Согласно ч.2 ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к числу антикоррупционных мер, принимаемых в организации, также отнесены: сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Данные меры целесообразно закреплять как в самостоятельных локальных правовых актах (например, кодексе этики и служебного поведения работников организации), так и посредством планирования деятельности по противодействию коррупции (например, проводить занятия с участием представителей правоохранительных органов).

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (размещены в информационно-правовой системе «Консультант плюс»).

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях.

Задачами Методических рекомендаций являются:

  • информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
  • методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:

  • получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
  • получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;
  • разработки основ антикоррупционной политики в организации.

Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать Методические рекомендации в целях разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.

Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.

К рекомендациям Минтруда стоит отнестись внимательнее: разработать внутренние правила по противодействию коррупции, назначить ответственного за их соблюдение и, например, обязать работников сообщать о конфликте интересов, не станет лишним, особенно в крупных компаниях.

Статья 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает особый срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – 6 лет со дня совершения административного правонарушения (самый продолжительный по сравнению с другими видами правонарушений). Очевидно, что обеспечение неотвратимости наказания за антикоррупционные правонарушения очень важно для законодателя. Поэтому юридические лица, нарушившие антикоррупционные нормы КоАП РФ, вряд ли могут рассчитывать на освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В силу закона юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для правомерного действия, но оно не предприняло для этого все необходимые меры (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, при решении вопроса о привлечении юридического лица к ответственности в ситуации, когда речь идет о правонарушении,
предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, необходимо устанавливать, что было сделано им для предотвращения коррупционного поведения связанных с ним лиц (приняты все зависящие от него меры по предотвращению таких действий, в частности, выполнены требования Федерального Закона «О противодействии коррупции» и введены антикоррупционные процедуры).

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура
ИА "Город Nовостей"

Комментарии /4

15:5022-10-2014
 
Читатель
сердюкова и васильева - главные борцы с коррупцией в м.о. были .почти коррупцию победили... из-за этого и пострадали ,бедняжки ...да и мартин со свитой тож

20:2222-10-2014
1
Читатель
Тому кто это писал глаза бы вырвать, копировать консультант любой дебил может. А прокуроры за это зарплату получают!!!

10:2123-10-2014
 
)
природоохранная прокуратура

16:5911-11-2014
 
Читатель
А вы думали ,прокуратура что-то свое в этой области изобретет, что ли?

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости