Градообразующее предприятие – Кузнецкий металлургический комбинат – возведён за рекордно короткий срок – за 1000 дней, за три года. В ночь со 2 на 3 апреля 1932 года в Москву понеслась по проводам телеграмма-молния: "Выдали первую плавку чугуна в 64 тонны. Чугун прекрасного качества – четыре процента кремния. Все агрегаты и сама домна работают совершенно нормально".
Как вспоминают ветераны, в предпусковые дни на литейном дворе днём и ночью толклись сотни людей – своих и посторонних. Кто помогал, кто мешал, но все томительно ждали чудесной, неповторимой минуты рождения завода. Всем присутствующим раздали на память по плитке первого сибирского чугуна. 1932 год стал годом больших побед. Был выдан первый кокс, вступила в строй электростанция, мартеновская печь №1 выдала первую плавку стали, были прокатаны первые слитки, получены сибирские рельсы. Комбинат продолжал строиться. Сдавались в эксплуатацию новые доменные и мартеновские печи, рельсобалочный и прокатные станы. К концу 1937 года вступила в строй вторая очередь комбината. Кузнецкий кокс признан самым лучшим в стране. Половина железных и трамвайных дорог страны заказала Кузнецкие рельсы, метрополитен Москвы выбрал рельсы КМК.
За предвоенные годы комбинат дал Родине свыше 10 млн тонн чугуна, около 10 млн тонн стали, 7 млн тонн проката, что составляло 10 процентов общесоюзного производства чёрных металлов. Особое значение для страны приобретает Кузнецкий меткомбинат в годы Великой Отечественной войны. Фашистами уничтожена угольно-металлургическая база Украины. Вторая, кузбасская, угольно-металлургическая база теперь играла решающую роль в обеспечении фронта оружием и боеприпасами.
23 июня 1941 года на комбинат поступает приказ Государственного комитета обороны о производстве броневого металла. Впервые в мировой практике на КМК броневая сталь была выплавлена в большегрузных мартеновских печах, в доменных печах выплавлены ферромарганец и ферросилиций. КМК стал настоящим арсеналом Советской Армии. Половина всех танков, бронемашин, самоходок, треть самолётов-штурмовиков, выпущенных промышленностью страны, были одеты в крепкую броню КМК. В кратчайшие сроки было освоено производство новых профилей, в том числе для салазок легендарной «Катюши». Комбинат дал фронту сто миллионов снарядов (каждый четвёртый в армии), десятки тысяч касок, кружек, котелков, ложек, вилок, изготавливали даже таблетки - стрептоцид. Недаром говорят: «КМК – кузница Великой Победы».
В годы войны металлурги освоили производство более 70 марок высококачественной стали, добились мирового рекорда по длительности работы доменных печей без остановки на капитальный ремонт. Было проведено 1700 скоростных плавок стали. А.Я. Чалков сварил больше всех - 108 скоростных плавок. Только из сверхплановой стали А.Я. Чалкова было сделано 24 танка, 36 орудий, 1500 миномётов, 1800 автоматов, 10 000 гранат. Советское правительство наградило кузнецкого сталевара Государственной премией, на эти деньги он приобрёл автоматы и направил на фронт в гвардейскую Сибирскую добровольческую дивизию, на прикладах была сделана надпись: «Фронтовику-сибиряку от Чалкова», автоматы вручались лучшим воинам.
В первые три дня Великой Отечественной войны с площади трудовых Побед ушли на фронт 6 000 заводчан, больше половины рядовых рабочих и руководящего состава. Более 2 000 человек не вернулись.
30 лет назад, 9 мая 1985 года на Площади Побед был торжественно открыт Мемориальный музей боевой и трудовой Славы кузнецких металлургов в годы Великой Отечественной войны. Музей выполнен в виде полудуги, сверху напоминающей лавровую ветвь, возложенную на Площадь Побед. На фасаде мемориала скульптурные горельефы, отражающие ключевые моменты Великой Отечественной. Под ними на чёрных чугунных плитах - около двух тысяч фамилий погибших на фронтах кузнецких металлургов. Внизу на гранитном постаменте новые плиты, с фамилиями недавно обнаруженных героев. Особое место в Музее занимает экспозиция, состоящая из 2 000 фотографий погибших, чьи имена увековечены на чугунных плитах. Это место получило название «стена плача». Фотографии расположены на вращающихся турникетах.
Порой это единственное место, где родные могут почтить память не вернувшихся с войны. Перед мемориалом горит вечный огонь, обрамлённый чугунными плитами с надписью «1418 дней». Столько дней и ночей продолжалась самая жестокая и кровопролитная Великая Отечественная война. Этот вечный огонь, второй в Новокузнецке, зажжен от одиннадцатой мартеновской печи, выдавшей в 1941 году первую броневую сталь. Авторы мемориала – профессор, архитектор Н.Н. Миловидов, скульптор Д.И. Народицкий, внутренняя отделка выполнена художниками музейного центра.
С первых дней войны, преодолевая большие трудности, металлургия перестраивалась на военный лад, жизнь человека подчинялась лозунгу: «Всё для фронта, всё для Победы!» Тяжёлые мужские профессии освоили женщины, подростки, старики (по призыву партии на завод возвращали ушедших на пенсию). В глубоком тылу Сталинска был трудовой фронт, воевали каждой лопатой угля, руды, ящиком снарядов. Увеличение производительности труда объяснялось небывалым массовым трудовым подъёмом земляков. Люди работали без выходных, не выходили с завода по несколько месяцев, спали у станков. Ветераны вспоминали, что зарплату в военное время ни разу не задержали, платили дважды в месяц.
Металлургам, выпускающим в годы войны снарядонепробиваемую броню, посвящён знаменитый монумент-танк Т-34, у здания заводоуправления КМК. Конечно, танки в военном Сталинске не делали. Их собирали на Челябинском тракторном заводе. А покрывали легированной кузнецкой бронёй. Постамент для Т-34 выполнен в виде листов брони архитекторами Ю.М. Журавковым, Б.И. Масловым. Памятник открыт 9 мая 1973, за два года до открытия бульвара Героев. Т-34-ка - лучший танк Великой Отечественной, лучший танк столетия. Широкие гусеницы, высокая проходимость, обтекаемая башня, от которой рикошетом отскакивали снаряды, длинноствольная 76 мм пушка расстреливала немецкие танки всех типов, дизельный двигатель трудно поджечь, даже противотанковые пушки в упор пробивали только бортовую броню. Наш танк с номером 114 – настоящий боевой, воевал на Курской дуге, дошёл до Берлина, был дважды подбит, в нём погибло два экипажа. Снимался в художественных фильмах «Горячий снег» и «Освобождение» под своим 114-м номером.
Самым мистическим местом Площади Побед считается технологический тоннель (справа от Заводоуправления). Первый в Кузбассе, ровесник завода, проложенный вручную, высота 10 метров, ширина 10 метров, длина 540 метров. Въездная и выездная арки оформлены в стиле античного классицизма.
В конце тоннеля планировался элитный район: были построены первая каменная гостиница для иностранных специалистов с белыми скатертями, цветами, холодильником. Ресторан, больница, школа.
Сегодня там находится могила великого доменщика М.К. Курако, умершего в Кузнецке от тифа в 1921 году – памятник Федерального значения, охраняется государством.
Бригадир электриков-осветителей тоннеля Алексей Заев заболел двусторонним воспалением лёгких, он знал, что погибает, и просил не разлучать его с делом всей короткой жизни, похоронить на рабочем месте. После завершения отделки тоннеля прах был перенесён и захоронен под стеной тоннеля. Говорят, что рабочие, возвращаясь со второй смены, в полночь встречали призрака и принимали его за погибшего электрика.
Продолжение следует
В материале использованы фото Е. Золотухина с сайта ridus.ru
Комментарии /85
- на курской дуге он воевать ну никак не мог, это Т-34-85, их с середины 44 начали делать.
- на курской дуге он воевать ну никак не мог, это Т-34-85, их с середины 44 начали делать.
Как сделать из Т-34-76 Т-34-85?
Умник
жаль что наши руководители так все губят, а можно провести модернизацию.
но есть такие как вы, такие наверно и рвутся к власти, идя по трупам, по головам, наплевав на всех вокруг.
и таким как вы легче ломать чем строить.
спс, СИТИ-Н, интересные статьи.
Сей час много школьных базаров открывается, сходите лена и прикупите ранец, пенал, карандаши, бантик на пустую головушку и прямиком в школу.
Как сделать из Т-34-76 Т-34-85?
Умник
Сей час много школьных базаров открывается, сходите лена и прикупите ранец, пенал, карандаши, бантик на пустую головушку и прямиком в школу.
но мои деды сами сюда приехали за заработками
вы хотите ни чего не делать, и все иметь. писать коменты в инете на компе, жить в просторной квартире или доме. иметь под окнами японскую машину.
а вы знаете как японцы этого всего достигли, как они стали делать такие машины, компьютеры?
Надо было вовремя реконструкции производства делать, очистные сооружения строить. А у нас, как только добрались до контроля над производственными объектами, так только деньги с них выкачивали, и больше ничего.
Почему больше ничего? Да потому-что управлением занялись не специалисты, а эффективные менеджеры, которые умели ( и до сих пор умеют) только ИЗОБРАЖАТЬ работу, а не работать. Они строят свои отношения по рекламным роликам и указаниям хозяев.
Специалисты разогнаны, средства растащены, производства развалены. Реконструкцией никто не занимался, а только начали болтать, мол заводы вредные, поэтому их надо закрыть.
Сегодня заводы и месторождения, присвоены. Из-за жадности и неумелого, непрофессионального руководства все оказались друг-другу должны, оборудование быстро износилось и его закрыли (не считая рельсобалку), а на КМК работали около 30 тыс человек. Можно все закрыть, но что есть?
Много лет назад, в советские времена я впервые попал в Государственный исторический музей на Красной площади, там я смотрел экспонаты, в том числе одежду Петра I-ого. Ну и спросил у экскурсовода, почему она такая тёмная да блёклая. Тот мне и объяснил это воздействием времени, а рядом предложил посмотреть историческую реконструкцию одежды - оказалось все очень красиво и ярко!
Вот никак не пойму, зачем этот тоннель нужен? Летело что-то сверху? Бомбардировки отражали? Почему в стиле именно античного классицизма? Слово "мистическое" в корне неверно - самое загадочное и необъяснимое.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: