Первый трамвай Сибири — гордость Новокузнецка: каким он был. Часть 1 (ФОТО, ВИДЕО)

Первый трамвай Сибири — гордость Новокузнецка: каким он был. Часть 1 (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
30 ноября день рождения отмечает новокузнецкий трамвай.

В этом году трамвайное движение нашего города отмечает 89-летие. Дата не круглая, но значительная. Мы хотим рассказать, каким был первый трамвай и почему он появился в нашем городе.

Итак…

Газета «Большевистская сталь» в номере за 30 ноября 1933 года пишет: «Пугая собак и набожных граждан, трамвай промчался по городу». Архивный репортаж сохранил текст лозунга, которым был украшен борт вагона: «Первый звонок трамвая в равнинах каторжного края».

Главной причиной для появления трамвайного движения в нашем городе послужила проблема — строители КМК испытывали значительные трудности, добираясь до места возведения комбината со всех отдалённых районов.

Петр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Автобусов тогда не было. Людей перевозили в обычных грузовиках, в кузовах которых устанавливали деревянные скамейки. Когда КМК в декабре 1932 года выдал первую продукцию — рельсы, тогда и возникла идея строительства трамвайных путей. Инициаторами выступили тогдашние руководители комбината, города и партийной организации. Планировка и подготовительные работы начались с весны 1933 года».

Как пишут на сайте, посвящённом 400-летию Новокузнецка, «строили трамвайные пути по традиции тех лет: ударными темпами, превратив проект в подвиг. На укладку мобилизовали 800 крестьян. Они вручную отсыпали полотно речной галькой, уложили шпалы и настелили рельсы от вокзала до завода, по будущему проспекту Металлургов.

Место под скоростной транспорт пришлось освобождать: часть маршрута пролегала по нынешней площади Маяковского, а на тот момент эта территория была плотно застроена землянками. Самострой беспощадно снесли. При этом немногим счастливчикам выделили взамен комнаты. Кому в бараках, поближе к заводу, кому — в первых каменных домах Соцгорода. Большинству просто показали место, пригодное для рытья новых землянок».

Историки поясняют, что первые вагоны представляли из себя металлический каркас, обшитый деревом, и поначалу трамваи не могли ездить без кирпичей. Без раскалённых кирпичей, которые укладывали под сиденья или в ноги водителю и кондуктору. Вагоны были неотапливаемые. В них без кирпичной «грелки» — холодно. На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.

Вера Кипяткова, замдиректора по эксплуатации МТТП:

«Сейчас даже трудно представить, что 1 августа началось строительство, а 30 ноября уже был запущен первый вагон. И вот за первый месяц — декабрь 1933 года — было перевезено 200 тысяч платных пассажиров. А за 1934 год — перевезено 12 млн пассажиров».

Стоимость проезда тогда была 15 копеек для взрослого, и 5 копеек — для детей. В стандартный набор инструментов кондуктора помимо сумки с билетиками входил деревянный скребок. Чтобы счищать иней с внутренней стороны лобового стекла. Иначе вагоновожатый не видел дороги.

По воспоминаниям кузнецкстроевцев, в первые годы курсирующие между вокзалом и заводами вагоны были даже аттракционом. Прокатиться на трамвайчике, пусть и на подножке, ухватившись за поручень, считалось обязательной частью программы культурного досуга. К тому же, это был единственный способ добраться «с ветерком» из одного конца города в другой. Фактически — единственный вид общественного городского транспорта.

А еще трамвай был символом. Это был ещё один толчок для поднятия морального духа строителей. Агитационный приём. Запустить трамвай, когда ещё и города-то как такового не было — очень по-кузнецки.

Чтобы подробнее узнать о новокузнецком трамвае, предлагаем нашим читателям посмотреть ВИДЕО с очень интересным и познавательным рассказом об истории трамвая. 

Добавим, что сегодня мы публикуем первую часть рассказа. Во второй мы покажем маршруты, по которым передвигались первые трамваи.

Видео: Константин Гавриленко 
Использованы печатные материалы из открытых источников 
Фото: Елена Гавриленко, предоставлены Новокузнецким краеведческим музеем, использован архив К. Горбунова из открытых источников

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /63

10:3629-11-2022
67
Читатель
Кемерово более значимый город для России, нежели нищая Кузня

10:3929-11-2022
1
Читатель
На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.

Надо в Волгобасах такое же сделать

10:4029-11-2022
4
Комментатор
Щегловка она и в Африке щегловка!

10:4229-11-2022
2
ЧитательЧитатель
Кемерово более значимый город для России, нежели нищая Кузня

Кемерово? значимый

10:5129-11-2022
3
Читатель
Сейчас производят остановочные павильоны с обогревом. Или с кондиционером.

11:0029-11-2022
3
ЧитательЧитатель
На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.

Надо в Волгобасах такое же сделать

Так это надо добавить в перечень достижений городской администрации - Постоянство! Температура зимой в общественном транспорте такая же как и 90 лет назад!

11:0129-11-2022
6
Читатель
Эти трамваи до сих пор в Осинниках трудятся... фанерные с одним глазом и распашными дверями.

11:0329-11-2022
1
Читатель
Заголовок должен звучать как "Гордость и боль Новокузнецка"

11:0629-11-2022
2
Слышь, производная белой горячкиЧитатель
Кемерово более значимый город для России, нежели нищая Кузня

Беги, а то пропустишь прием таблеток в психушке

11:0729-11-2022
2
Читатель
пацанчиком помню на деревянных маленьких трамвайчиках катался,
нижняя колония ,барак 17,остановка Коммунальная,
время пролетело,,,

11:1529-11-2022
2
ЧитательЧитатель
Кемерово более значимый город для России, нежели нищая Кузня

кемерово вечно сосет, деньги из промышленного Новокузнецка

11:1729-11-2022
1
Шофер
Отличный репортаж, вот бы ещё молодёжь посматрел и, почитали. Трамваю быть!!! Жду вторую часть репортажа.

11:1729-11-2022
16
ЧитательЧитатель
Так это надо добавить в перечень достижений городской администрации - Постоянство! Температура зимой в общественном транспорте такая же как и 90 лет назад!

В те годы на улице -30, значит в трамвае -30. А тогда гораздо чаще бывало и -40, и -50. А тут человек замерял температуру в автобусе, писал в комментах, там +1, при температуре -30. Просто люди хотя сильно тепло внутри автобуса, что нереально. Если ехать в легковушке с открытыми окнами зимой, никакая печка не поможет. А автобусы только и делают что двери открывают на остановках

11:1929-11-2022
3
ЧитательЧитатель
Сейчас производят остановочные павильоны с обогревом. Или с кондиционером.

ну так это же на загнивающем западе

11:2129-11-2022
1
ЧитательЧитатель
На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.

Надо в Волгобасах такое же сделать

ага, мэра поставить кирпичи греть!!!

11:2229-11-2022
3
Читатель
Извините, а во второй части напишите по чьей инициативе трамвай убрали с Курако и Металлургов? И какое наказание за отмену исторических маршрутов он понес?

11:2329-11-2022
15
ЧитательЧитатель
кемерово вечно сосет, деньги из промышленного Новокузнецка

И каким образом сосет? К тебе домой заходят братки из Кемерова, забирают телевизор, холодильник, карты банковские? Сейчас все суммы уплаченных налогов в открытом доступе. Посмотри наш крупнейший Евраз-ЗСМК. При бюджете области в 200-250 миллиардов ЗСМК в среднем платил по 1 млрд. налогов. Алюминиевый, ферросплавный по 0,1 млрд. То есть в сумме дают ну 0,5% бюджета. Супер-мало. Нашел тоже сосунов. Область живет за счет угольщиков, и только угольщиков. 75% бюджета и даже выше - это они. А у нас в городе их нет.

11:2329-11-2022
1
Михалыч
«Первый звонок трамвая в равнинах каторжного края». Любопытный лозунг.

11:2329-11-2022
1
ТрамвайщикЧитатель
Эти трамваи до сих пор в Осинниках трудятся... фанерные с одним глазом и распашными дверями.

В Осинниках РВЗ-6, сразу видно дилетанта. На запсибе в 70е ходили КТМ2

11:3029-11-2022
1
Кузнецкий рабочий
У меня тоже день рождения, вместе с трамваем отмечать будем

11:3129-11-2022
 
Читатель
У меня мама в то время работала вагоновожатой

11:3829-11-2022
1
Читатель
это намек что раньше мерзли в транспорте и не ныли а тут мороза не было уже замерзли

11:4129-11-2022
 
Читатель
Спасибо Пётр !

11:4329-11-2022
 
---
12 млн человек за 1934 год, что то многовато, 1370 в час если крулосуточно

11:4429-11-2022
1
Новокузнецк - мой город родной!
Ой, какой хороший сюжет! Прямо тепло на душе стало! Наш город - любимый, он - труженик, и история нашего города интересна, вот о чём на уроках истории в школе надо детям рассказывать! Спасибо П.Лизогубу, пусть еще нас просвещает

11:5929-11-2022
2
Читатель
"На укладку мобилизовали 800 крестьян". Грустные вещи узнаешь... Куда не копни, везде невольники, крепостные, лагеря. У людей спокойно уничтожили жилье, ничего не дав в замен. И это уже 1933 год.

12:0029-11-2022
9
ЧитательТрамвайщик
В Осинниках РВЗ-6, сразу видно дилетанта. На запсибе в 70е ходили КТМ2

Сразу видно тебя- душнила, сарказм не понимаешь. Пенс.

12:0329-11-2022
1
ЧитательЧитатель
И каким образом сосет? К тебе домой заходят братки из Кемерова, забирают телевизор, холодильник, карты банковские? Сейчас все суммы уплаченных налогов в открытом доступе. Посмотри наш крупнейший Евраз-ЗСМК. При бюджете области в 200-250 миллиардов ЗСМК в среднем платил по 1 млрд. налогов. Алюминиевый, ферросплавный по 0,1 млрд. То есть в сумме дают ну 0,5% бюджета. Супер-мало. Нашел тоже сосунов. Область живет за счет угольщиков, и только угольщиков. 75% бюджета и даже выше - это они. А у нас в городе их нет.

Сам отлично знаешь, что из всех налогов в городе остается только НДФЛ, остальные перераспределяются. И смотреть налоговую отчетность такое себе. У нас при выручке 60 лямов 4 сотрудника перегружены работой. А у других компаний при сопоставимой выручке в штате 1 сотрудник. Ржака когда при выручке 100 млн прибыль 30 т.р. и средняя ЗП 12т.р.

12:2729-11-2022
5
ЧитательЧитатель
это намек что раньше мерзли в транспорте и не ныли а тут мороза не было уже замерзли

Тогда у людей был трудовой энтузиазм, они строили своё будущее, а сейчас все строят будущее кучки олигархов.

12:3729-11-2022
1
Читатель
в каких условиях люди жили.. и гигантов индустрии построили и сам город! реально герои

12:3829-11-2022
1
Запустить трамвай, когда ещё и города-то как такового не было — очень по-кузнецки.
А сейчас горд есть и трамвай запущен при чем не в смысле что поехал

12:4329-11-2022
 
пенс
На фото 23 ворота на Водную станцию.

12:5729-11-2022
4
ЧитательЧитатель
Тогда у людей был трудовой энтузиазм, они строили своё будущее, а сейчас все строят будущее кучки олигархов.

И у тебя будет "энтузиазм" если тебя мобилизуют (т.е. загонят в концентрационнвй лагерь и заставят бесплатно работать за ииску баланды) что-нибудь строить. Жить захочешь - не так раскорячешься.

12:5929-11-2022
1
ЧитательЧитатель
И у тебя будет "энтузиазм" если тебя мобилизуют (т.е. загонят в концентрационнвй лагерь и заставят бесплатно работать за ииску баланды) что-нибудь строить. Жить захочешь - не так раскорячешься.

так то да, ехали сюда люди не от хорошей жизни - сгоняли их с родных мест, раскулачивали, отбирали все. у меня так прадед с семьей сюда приехал - на алтае забрали все - скотину, землю, все.. вот и поехали сюда, на кузнецкстрой - чтобы не умереть сголоду, в землянках жили, потом в точилино перебрались

13:0329-11-2022
9
ЧитательЧитатель
И у тебя будет "энтузиазм" если тебя мобилизуют (т.е. загонят в концентрационнвй лагерь и заставят бесплатно работать за ииску баланды) что-нибудь строить. Жить захочешь - не так раскорячешься.

Вопервых не "тычте", я вам не подросток 20летний, во вторых большинство (так же как и мои родители) приехали на строительство кузнецкстроя добровольно.
Хотя не спорю с вами, много было и ЗК. Это сейчас они сидят за счет налогоплательщиков, а тогда они сами себе зарабатывали на жизнь. По моему это справедливо.

13:0629-11-2022
2
ЧитательЧитатель
Вопервых не "тычте", я вам не подросток 20летний, во вторых большинство (так же как и мои родители) приехали на строительство кузнецкстроя добровольно.
Хотя не спорю с вами, много было и ЗК. Это сейчас они сидят за счет налогоплательщиков, а тогда они сами себе зарабатывали на жизнь. По моему это справедливо.

Справедливо? Немало зэков были политическими

13:1329-11-2022
5
ЧитательМихалыч
«Первый звонок трамвая в равнинах каторжного края». Любопытный лозунг.

Предлагаю переименовать кемеровскую область в "каторжный край"

13:1529-11-2022
6
ЧитательЧитатель
Справедливо? Немало зэков были политическими

Справедливо, что они сами зарабатывали на своё существование. Я это имел в виду. А за что они сидели, это было по Закону, и это не мне и не вам решать справедливо было или нет. Любая власть делает Закон удобным для себя.

13:1529-11-2022
2
111Читатель
В те годы на улице -30, значит в трамвае -30. А тогда гораздо чаще бывало и -40, и -50. А тут человек замерял температуру в автобусе, писал в комментах, там +1, при температуре -30. Просто люди хотя сильно тепло внутри автобуса, что нереально. Если ехать в легковушке с открытыми окнами зимой, никакая печка не поможет. А автобусы только и делают что двери открывают на остановках

А 160 автобус в городе также на остановках все двери открывает и в нем далеко не +1. Потому что печки работают. И 103 автобусы в Осинниках и Калтане тоже на всех остановках останавливаются и в них кондуктор без куртки ходит. Странно да как-то?

13:1729-11-2022
 
Читатель
А я помню, как катался к бабушкам и дедушка на ныне исчезнувших тройке и четвёрке.

13:1829-11-2022
3
ЧитательЧитатель
Справедливо? Немало зэков были политическими

Простые люди небыли политическими, это были те, которые сейчас у власти.

13:4129-11-2022
5
Читатель
смотрю на музейный экспонат "билетная касса" - интересная штука рассказывающая о своём времени! но ёлки палки неужели нельзя хоть минимально отреставрировать? цена вопроса 100 рублей на эмаль с наждачкой и пара часов работы! вся же обшарпанная и неприглядного вида!

13:5329-11-2022
1
ZorroЧитатель
Кемерово более значимый город для России, нежели нищая Кузня

Ой,ДУРАААК.))

13:5829-11-2022
2
ЧитательЧитатель
Извините, а во второй части напишите по чьей инициативе трамвай убрали с Курако и Металлургов? И какое наказание за отмену исторических маршрутов он понес?

О мёртвых или молча или......

14:0129-11-2022
3
ЧитательЧитатель
И каким образом сосет? К тебе домой заходят братки из Кемерова, забирают телевизор, холодильник, карты банковские? Сейчас все суммы уплаченных налогов в открытом доступе. Посмотри наш крупнейший Евраз-ЗСМК. При бюджете области в 200-250 миллиардов ЗСМК в среднем платил по 1 млрд. налогов. Алюминиевый, ферросплавный по 0,1 млрд. То есть в сумме дают ну 0,5% бюджета. Супер-мало. Нашел тоже сосунов. Область живет за счет угольщиков, и только угольщиков. 75% бюджета и даже выше - это они. А у нас в городе их нет.

Ты чего в каждой ветке за Щегловку топишь? Бюджет на пиар остался торопишься отработать? Изыди убогий

14:0429-11-2022
1
ЧитательЧитатель
Предлагаю переименовать кемеровскую область в "каторжный край"

Предлагаю руководство области и города туда отправить- и надобность в переименовании исчезнет

14:5329-11-2022
13
Читатель
У вспоминателей совка слюна от радости потекла!

15:2329-11-2022
3
ЧитательЧитатель
У вспоминателей совка слюна от радости потекла!

А у тебя откуда потекло, из памперса?

16:5329-11-2022
11
Читатель
Трамвай и сейчас пугает граждан и автомобилистов только мешает движению и возит воздух в салоне

17:1029-11-2022
1
Сева
Вагоноуважаемый глубокуважатый, нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

17:3629-11-2022
 
ЧитательЧитатель
Трамвай и сейчас пугает граждан и автомобилистов только мешает движению и возит воздух в салоне

Пугливый? Лечись

17:3729-11-2022
7
ЧитательСева
Вагоноуважаемый глубокуважатый, нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

Блеснул остроумием? Или просто дурак?

17:5729-11-2022
3
Кемерово
В Кемерове трамвай будет развиваться , а в кузне он згинет со временем, как и сам город

17:5829-11-2022
3
Кемерово
Кемерово-столица новокузнецка

18:3729-11-2022
8
ЧитательЧитатель
Блеснул остроумием? Или просто дурак?

Неправильные книжки ты в детстве читал, сынок... Чуковский плохому не научит. Да ты их, наверное, вовсе не читал... А я, может, и дурак, но каждое утро в 5:30 просыпаюсь от грохота этого чуда техники под окном.

18:4029-11-2022
2
пенсЧитатель
Блеснул остроумием? Или просто дурак?

— Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Маршака ты наверное даже и не знаешь.

18:4129-11-2022
1
ЧитательЧитатель
Блеснул остроумием? Или просто дурак?

С. Я. Маршак. Рассеянный с улицы бассейной. Извините...

19:2329-11-2022
5
Читательпенс
— Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Маршака ты наверное даже и не знаешь.

О! Набежали грамотные! Так статью прочитайте сначала. О серьёзных вещах речь идёт. Памяти. Достижениях предков. Воспоминаниях людей о том чему были свидетелями. Ностальгии. Самуил Яковлевич Маршак хороший писатель. Классик. Но данный тест здесь ни к месту.

21:1729-11-2022
 
Читатель
Во всех волгобасах есть дизельный обогреватель. Солярку экономят.

08:2130-11-2022
 
хи-хиКомментатор
Щегловка она и в Африке щегловка!

А при чем здесь Щегловка?
Когда у нас уже трамваи пошли - щегловцы еще в зверинных шкурах ходили, в пещерах и на деревьях жили, дубинами друг-другу бошки рихтовали!!

08:2530-11-2022
 
ЧитательЗапустить трамвай, когда ещё и города-то как такового не было — очень по-кузнецки.
А сейчас горд есть и трамвай запущен при чем не в смысле что поехал

Не надо так завидовать Новокузнецку.

14:3430-11-2022
 
ЧитательЧитатель
смотрю на музейный экспонат "билетная касса" - интересная штука рассказывающая о своём времени! но ёлки палки неужели нельзя хоть минимально отреставрировать? цена вопроса 100 рублей на эмаль с наждачкой и пара часов работы! вся же обшарпанная и неприглядного вида!

Для истории пусть в таком виде и будет, потертости говорят о пройденном времени, через что прошла эта касса.

18:0930-11-2022
 
ЧитательЧитатель
Для истории пусть в таком виде и будет, потертости говорят о пройденном времени, через что прошла эта касса.

+100500, ни к чему эти красивости наводить, история должна быть историей

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости