Первый трамвай Сибири — гордость Новокузнецка: по каким маршрутам он ездил. Часть 2 (ФОТО, ВИДЕО)

Первый трамвай Сибири — гордость Новокузнецка: по каким маршрутам он ездил. Часть 2 (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Сегодня новокузнецкий трамвай празднует 89-ый день рождения.

В первой части рассказа о новокузнецком трамвае мы показали историю от возникновения идеи запуска электротранспорта в нашем городе до её реализации. Сегодня мы предлагаем читателям Сити-н рассмотреть маршруты, по которым тогда начиналось движение.

Первая трасса — маршрут №1.

Она пролегала по современному ходу проспекта Строителей до КМК в районе площади Побед, далее — по улице Орджоникидзе через «горбатый» мост по проспекту Металлургов и доходила до вокзала.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Первый маршрут сыграл колоссальную роль в решении транспортных проблем города. И если бы мы имели «машину времени» и смогли очутиться в 30-х годах прошлого века, нас бы очень удивила трамвайная сеть того времени. Так, если с первым маршрутом было всё понятно, то второй маршрут был построен весьма замысловато. Его запустили тоже в 30-х годах, и моста через Абу ещё не существовало. Сначала он совпадал с первым, но потом стал поворачивать на улицу Школьная (ныне называемую проспектом Пионерским). За улицей Спартака начинался частный сектор — Болотная площадка. Проходя через неё, трамваи доходили до берега Томи и двигались вдоль реки до Левого берега с частичным заходом к парку на Водной».

Трамвай №2 ходил по улице Школьной вплоть до середины 60-х годов, и на нём можно было доехать до разворотного кольца на станции Водной — любимого места отдыха и занятий спортом горожан всех возрастов. 

В 1935-37 годах был построен первый «Коммунальный» временный мост через Томь. Он возводился на первое время и был узким, а позже его расширили. После его запуска трамваи стали ходить до Советской площади.

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Интересно, что на месте, которое мы сейчас называем сквером Бардина, проходила техническая ветка до трамвайного депо №1 в районе «Крытого рынка». И хотя сейчас там уже и корпусов тех первых не осталось, но само место осталось неизменным».

И хотя становление трамвайного движения происходило в довоенное время, наибольшее развитие оно получило после Великой Отечественной войны.

Вера Кипяткова, замдиректора по эксплуатации МТТП:

«Добавились проспекты Дружбы, Курако. В 1938 году трамваи пошли в Кузнецкий район — сначала до Советской площади, а потом и до Малоэтажки, до депо №3, далее в Байдаевку и до Зыряновской».

Расширение происходило до 70-х годов. 

Грандиозным решением историки считают появление самостоятельного трамвайного маршрута №10 в Заводском районе, который и по сей день остаётся очень востребованным.

А вот идее трамвайного соединения с Новоильинским районом не было суждено воплотиться в жизнь. И хотя даже были практически построены пути, завершить проект не удалось в силу глобальных изменений в стране.

Рассказывая о новокузнецком трамвае, Пётр Лизогуб вспомнил и о маршруте, который очень любили горожане — до Сосновки. Туда жители ездили зимой на Лыжную базу, а летом — до садовых участков. Но из-за трагических обстоятельств, когда вагон сорвался с тормозов на затяжном подъёме и произошло крушение, в результате которого погибли люди, данное направление было закрыто.

Несомненно, трамвай — символ Новокузнецка! И тот факт, что первый в Сибири трамвай был запущен именно в нашем городе, забывать нельзя.

Редакция Сити-н поздравляет всех сотрудников, причастных к трамвайному движению в Новокузнецке, с памятной датой — 89-летием новокузнецкого трамвая!

Видео: Константин Гавриленко 
Фото: Елена Гавриленко, предоставлены Новокузнецким краеведческим музеем,
использован архив К. Горбунова из открытых источников

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /30

12:3630-11-2022
 
Читатель
Спасибо, интересная статья

12:4730-11-2022
1
Батя
В 70х препод. (СМИ тогда) по электротехнике Бойченко, хвастался, что он первый заяц. Первый день возили бесплатно, на след. день он на первом трамвае прицепился и доехал в свою, типа ШРМ.

12:5330-11-2022
 
Кузнечанин
Спасибо автору. Очень интересно и познавательно

12:5930-11-2022
4
Читатель
А сейчас же что., демонтировать пути и все на этом. А стать очень интересная

13:0130-11-2022
 
а когда это произощло?
когда вагон сорвался с тормозов на затяжном подъёме и произошло крушение, в результате которого погибли люди, данное направление было закрыто

13:1530-11-2022
18
ЧитательЧитатель
Спасибо, интересная статья

Подлиз засчитан

13:2230-11-2022
4
Читательа когда это произощло?
когда вагон сорвался с тормозов на затяжном подъёме и произошло крушение, в результате которого погибли люди, данное направление было закрыто

Вот у меня такой же вопрос. Я такого не помню. Я помню, что рассказывали про отмену четвёрки до лыжной базы из-за стройки дороги и южного въезда.

13:2430-11-2022
1
1322 а когда это произощло?
В июне 1977г.

13:2530-11-2022
 
Читатель
В детстве у меня самые популярные маршруты были 3 и 1. В юности - десятка.

13:3430-11-2022
 
Читатель
Так кто виновен в разрушении трамвайного сообщения и маршрутов?

13:4130-11-2022
 
Читатель
Побольше таких исторических статей. Спасибо.

13:4130-11-2022
 
Читатель
В 1958 году на перегоне Редаково — Точилино служебный вагон (перевозивший шпалы) столкнулся с пассажирской сцепкой. Очевидно, были и погибшие (и водитель технического трамвая). Точные сведения засекречены. Возможно, после этого события, на этом перегоне, идущем по крутому склону вверх от остановки Редаково, был установлен специальный светофор, запрещающий въезд вагона до тех пор, пока идущий впереди вагон не преодолеет этот опасный участок.
1970-е годы. Серия сходов с рельсов пассажирских вагонов на линии Лыжная база — Сосновый бор.

13:5630-11-2022
 
Читатель
Что стоим?
Ждём встречного!
Вот так было,,,
На ДОЗ на трамвае на рыбалку и за кормом для рыбок.озера там были .дафнии полно заготавливали и мормыша.

14:1730-11-2022
 
АлинаЧитатель
В детстве у меня самые популярные маршруты были 3 и 1. В юности - десятка.

Я в 78 только родилась,а на трамвае на лыжную базу ездила до 90 х годов примерно

14:1830-11-2022
 
ЧитательЧитатель
В 1958 году на перегоне Редаково — Точилино служебный вагон (перевозивший шпалы) столкнулся с пассажирской сцепкой. Очевидно, были и погибшие (и водитель технического трамвая). Точные сведения засекречены. Возможно, после этого события, на этом перегоне, идущем по крутому склону вверх от остановки Редаково, был установлен специальный светофор, запрещающий въезд вагона до тех пор, пока идущий впереди вагон не преодолеет этот опасный участок.
1970-е годы. Серия сходов с рельсов пассажирских вагонов на линии Лыжная база — Сосновый бор.

В Сосновку пол города ездило на 4 трамвай на лыжах зимой кататься ,а летом в Сосновый бор отдыхать,
Огоньков там было поляны,,,,,

14:2330-11-2022
1
ЧитательЧитатель
Что стоим?
Ждём встречного!
Вот так было,,,
На ДОЗ на трамвае на рыбалку и за кормом для рыбок.озера там были .дафнии полно заготавливали и мормыша.

Не мормыша, а мотыля!!!

14:3030-11-2022
 
ЧитательЧитатель
Так кто виновен в разрушении трамвайного сообщения и маршрутов?

Джон "Соуп" Мактавиш, вот этот с ирокезом.

14:3130-11-2022
16
Читатель
У вспоминателей СССР снова слюна потекла от удовольствия

15:4430-11-2022
2
Читатель1322 а когда это произощло?
В июне 1977г.

Серьёзно? Получается, что дядя-краевед натягивает факты, ибо трамвай оттуда убрали гораздо позже, спустя десятилетия.

16:2430-11-2022
7
НЕ напрягайся, олухЧитатель
У вспоминателей СССР снова слюна потекла от удовольствия

СССР, не вышли защитить ни краснопузые, ни простые граждане, так он на всем оказался нужен. А, что трава тогда была зеленее и солнце светило теплее и ярче, и девчата были ого-го, не одним будет подтверждено.

16:2530-11-2022
 
Игорек
Про тот самый случай. Разворотное кольцо 4-ки было на лыжной базе в Точилино. Приблизительно где сейчас Магнит на Туркменской, непосредственно перед подъемом. Далее пересадка и вдоль нынешней автодороги (справа) была линия 9 -го маршрута, который шел до кольца на поляне у соснового бора там где сейчас питомник. По городу уже бегали чешские трамваи, а на этом маршруте такой же деревянный как на фото (по-моему уже только в летний период). Тогда отказали тормоза и вагон с самого верха (где был пост ГАИ) пошел в сторону соснового бора. Вожатая открыла двери, кричала чтобы прыгали кто может. Мужики брали детей, выпрыгивали. На полном ходу улетели за кольцо. Информации по случаю очень мало, тогда не принято было освещать подобное в СМИ. Потом еще некоторое время по маршруту запустили чешский трамвай, закрыли не сразу.

16:3930-11-2022
 
Игорек
С картой 1970 года как -то не так. На левом берегу, там где сейчас авторазвязка, слева было кольцо. 7 -й маршрут шел от КМК до этого кольца, а 2 -й от КМК до малоэтажки.

16:5330-11-2022
 
ЧитательЧитатель
Не мормыша, а мотыля!!!

Мормыш и мотыль это не одно и тоже.
Написано мормыш-значит Мормыш!

17:3430-11-2022
11
Читатель
вот на этом возрасте и закрыть все эти трамвайные пути, дни только движению мешают и пробки создают

18:3430-11-2022
 
добавлю 5 копеек
Первый трамвай мог выезжать на пути общего пользования и перемещаться по железной дороги сродни электрички и охватывал многие станции, куда не было дорог.

20:4630-11-2022
 
Читатель
Видно, что развивали сеть, убирали, в другом месте добавляли, продляли, думали вообщем! Трамвай неплохо бы в дальнее Куйбышево от вокзала по сибиряков гвардейцев с выходом на Челюскина и далее, но для нынешней власти это КОСМОС!

20:5530-11-2022
 
Читательдобавлю 5 копеек
Первый трамвай мог выезжать на пути общего пользования и перемещаться по железной дороги сродни электрички и охватывал многие станции, куда не было дорог.

Сейчас зашёл и прочитал в Европе есть адаптированые трамваи с 1992 которые могут двигаться по жд, у нас таких нет и ширина колеи разная, что-то кто-то врёт

21:1330-11-2022
 
Александр
Хочу уточнить: трамвай по Школьной ходил до начала 70-х годов.

14:4301-12-2022
 
ЧитательЧитатель
Джон "Соуп" Мактавиш, вот этот с ирокезом.

Настоящему Соупу одного стула всегда хватало.

15:4201-12-2022
 
пенсАлександр
Хочу уточнить: трамвай по Школьной ходил до начала 70-х годов.

Ездили купаться на протоки Томи-1й мостик,2й мостик.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости