Как более века назад строили железные дороги на юге Кузбасса

Как более века назад строили железные дороги на юге Кузбасса

Местные новостиИстория
Не все запланированные ветки были построены.

Ещё в 1913 году были произведены технические изыскания на постройку железнодорожных линий Кольчугино (ныне Ленинск-Кузнецк) – Кузнецк и Кузнецк – Барнаул. Продолжались изыскания, касающиеся сооружения железнодорожной ветки Кузнецк – Тельбес.

1 февраля 1914 года (по старому стилю) недавно образованная Кольчугинская железная дорога обратилась с ходатайством к министерству финансов царской России о выдаче разрешения на постройку и эксплуатацию железнодорожных линий Кузнецк – Кольчугино, Кузнецк – Тельбес и Кузнецк – Барнаул. Также предлагалось построить ветки от действующей линии Кольчугино – Юрга: на Кемерово (36 верст) и на Кольчугинские копи (3 версты).

В марте 1914 года Комиссия о новых железных дорогах, созданная Минфином, поддержала строительство веток на Кемерово и Кольчугинские копи, которые и были построены в достаточно короткие сроки.

В 1915 году были завершены проектные изыскания на строительство линии Кузнецк – Тельбес.

В начале 1916 года Правление Кольчугинской железной дороги предоставляет результаты изысканий в Министерство путей сообщения и вновь обращается в Минфин с ходатайством о разрешении построить железнодорожные линии Кузнецк – Кольчугино (174 версты), Кузнецк – Тельбес (92 версты) и Кузнецк – Барнаул (308 вёрст), общей протяжённостью 574 версты и получает необходимое одобрение с небольшим уточнением — с целью сокращения затрат железная дорога на Алтай должна пролегать по маршруту Кузнецк-Баюново.

23 апреля 1916 г. Императором Николаем II был утверждён Указ «Об отчуждении земли для сооружения железнодорожных линий от ст. Кольчугино Кольчугинской железной дороги, через город Кузнецк до Тельбесса и от Кузнецка до ст. Баюново Бийской ветви Алтайской железной дороги».

Железнодорожные линии Кольчугино – Кузнецк и Кузнецк – Тельбес должны были построить за три года, линию Кузнецк – Баюново — за четыре. На строительство всех трёх линий предполагалось потратить более 59 млн рублей.

Уже тогда царское правительство считало, что Кузнецкий уезд должен в ближайшее время стать крупным металлургическим центром, который способен самостоятельно обеспечивать себя и железной рудой, и углём.

Строительство линии от г. Кузнецка до Тельбеса рассматривалось в нескольких вариантах, но во всех из них линия должна была идти преимущественно по левому берегу р. Кондома. 

От Кузнецка дойдя до русла Кондомы (ныне – о.п. Красная горка), линия поворачивала в сторону д. Букино, которая должна была стать разъездом. 

Далее железная дорога должна была идти через Малово до станции Туштулеп (на левом берегу Кондомы, примерно напротив нынешнего города Осинники). На 24 версте от основной линии должны были построить ветку на Осиновский рудник (сейчас это г. Осинники), протяжённостью 8 вёрст. Здесь же должна была появиться большая сортировочная станция. 

По первоначальному варианту линия после Калтана неоднократно переходила с одного берега Кондомы на другой (например, в районе Малиновки). В последнем варианте железная дорога должна была пересечь Кондому только в районе устья реки Тельбес. 

В районе Калтана и улуса Подкарчияк к основной ветке также должны были построить примыкания для обслуживания небольших каменно-угольных копей.

В 1916-1917 годах по линии Кузнецк – Тельбес были проведены следующие работы:

  • устроено телеграфное сообщение;
  • начаты земляные работы;
  • пройдены выемки в щебенистых породах;
  • заготовлены строительные материалы (один из складов был построен в Букино).

Однако в связи с Октябрьским переворотом 1917 года и последовавшей после него гражданской войной, в 1918 году объём работ начал резко снижаться — не хватало рабочих рук, финансов и материалов. В июне 1918 года Временное Сибирское правительство выделило на строительство железной дороги 4 млн руб., которые были потрачены на возведение линии Кольчугино-Кузнецк.

Осенью 1918 года работы на линии Кузнецк – Тельбес были приостановлены, строительные бригады и техника направлены на линию Кузнецк – Кольчугино, которую удалось достроить к лету 1919 года.

17 января 1920 года все предприятия Кузбасса были национализированы. Строительство ветки Кузнецк – Тельбес было продолжено лишь в конце 20-х годов XX века. Причем строить её решили фактически заново, проведя дорогу по правому берегу Кондомы. Временное движение по линии Кузнецк – Тельбес (Мундыбаш) было открыто только в 1931 году, а в постоянную эксплуатацию дорогу сдали лишь в 1936-м. 

Железная дорога Кузнецк – Барнаул так и не была построена.

Любопытно, что на карте Кузнецкого уезда 1919 года линии Кольчугино – Кузнецк и Кузнецк – Тельбес уже обозначены как существующие. В качестве строящихся линий здесь показаны ответвление на Осинники, а также небольшая ветка от ст. Кузнецк в сторону Томи (район Левого берега). Линия от Кузнецка через Бунгур и Костёнково до с. Старый Тогул (ныне Алтайский край) обозначена как проектируемая.

Использованы материалы: 

Общество Кольчугинской железной дороги, «Записка о сооружении линии Кольчугино-Кузнецк, Барнаул-Кузнецк и Кузнецк-Тельбесс», 1916 год; 

Совет Министров «О разрешении Обществу Кольчугинской жел. дороги постройки и эксплоатации железнодорожных линий Кузнецк-Кольчугино, Кузнецк-Баюново и Кузнецк-Тельбесс», 1916 год;

И.И. Федорович, «Урало-Кузнецкая проблема», 1926 год;

История Кузбасса в 3-х томах, т. 2, Кемерово, 2021 год;

Горный журнал 1916 г. №№ 07/08;

Белая Россия. Материалы международной научной конференции в Севастополе. Изд. «Посев», 2002 год.


Фото /7

1
2
3
4
5
6
7
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /22

08:4803-12-2022
 
Михаил
Спасибо, интересно было почитать.

09:1503-12-2022
3
Читатель
Даже в то время через Костенково планировали дорогу на Тогул!
А наши ?

09:2003-12-2022
 
Горожанин
Замечательный очерк.К сожалению, лаконично.

09:5603-12-2022
 
ИРА
В библиотеке могут предоставить
более подробную информацию,
но и здесь тоже интересная инф)-я,
и за это тоже спасибо.

09:5603-12-2022
 
Читатель
Спасибо, приятно почитать новости об родном крае!

10:5603-12-2022
5
Читатель
царская планировала советская построила капиталистическая разобрала на металлолом.

11:3303-12-2022
 
ЧитательЧитатель
Даже в то время через Костенково планировали дорогу на Тогул!
А наши ?

Построили другим маршрутом

12:1303-12-2022
1
ЧитательЧитатель
царская планировала советская построила капиталистическая разобрала на металлолом.

Ну капитализм то разный бывает, при царе тоже капитализм был, только свой доморощенный, национальный, и страна обладала суверенитетом вот и планировали и строили у себя, а не вывозили бабло.

13:1203-12-2022
4
читака
Первый раз вижу словосочетание Октябрьский переворот

13:4303-12-2022
2
читатель
Получается Ашмарина верно а не ашмарино...

14:0703-12-2022
3
Читатель
Рассказывал мне как-то (еще в начале века) бывший житель Каза как они пацанами играли человеческими черепами, вымытыми из-под насыпи ж/д дороги Новокузнецк-Таштагол...

15:5203-12-2022
6
ЧитательЧитатель
Рассказывал мне как-то (еще в начале века) бывший житель Каза как они пацанами играли человеческими черепами, вымытыми из-под насыпи ж/д дороги Новокузнецк-Таштагол...

Детские страшилки про черепа и кости, про гроб на колесиках, про черную руку из стены и пианино с пальцами не актуальны и давно вышли из употребления. Сейчас дети получают свою порцию страшного из фильмов ужасов, интернета и новостей.

17:1503-12-2022
6
Кот Матроскин
Остаётся только добавить что в 1938 году линия Сталинск - Белово была... электрофицированна, поезда по ней начали водить первые отечественные электровозы ВЛ - 19 (Владимир Ленин). Так что Великая Октябрьская социалистическая революция придала железнодорожному строительству в Кузбассе такой размах который не снился никакой Белой России...

17:4603-12-2022
1
Читатель
Вот такие нужны руководители как раньше были за три года сто километров построили, через четыре года ещё двести, а сейчас Южный въезд три километра двенадцать лет даже начать не могут.

18:1503-12-2022
2
ЧитательКот Матроскин
Остаётся только добавить что в 1938 году линия Сталинск - Белово была... электрофицированна, поезда по ней начали водить первые отечественные электровозы ВЛ - 19 (Владимир Ленин). Так что Великая Октябрьская социалистическая революция придала железнодорожному строительству в Кузбассе такой размах который не снился никакой Белой России...

а с чего ты взял что без комуняк не было бы промышленного развития? многие крупные проекты были разработаны до революции. тот же гоэлро. и тут вот тоже они представлены. уж чего-чего а развитие жд всегда было в приоритете.

19:4403-12-2022
 
Икомуэтоинтересно

21:3003-12-2022
1
ЧитательЧитатель
а с чего ты взял что без комуняк не было бы промышленного развития? многие крупные проекты были разработаны до революции. тот же гоэлро. и тут вот тоже они представлены. уж чего-чего а развитие жд всегда было в приоритете.

Хм, национальный доход Российской империи в 1913 году в неизменных ценах 26 - 27 гг. составил 21 млрд руб., СССР в 1928 году - 25 млрд, СССР в 1939 году - 117 млрд. Проще говоря коммунисты за 11 лет построили экономику превосходившую царскую почти в 5 раз... Между тем пока в СССР гремела индустриализация в кап. странах гремела Великая депрессия которая по гепотетической буржуазной России ударила бы гораздо сильнее чем по США или Германии в силу её периферийного положения, зависимости от иностранного капитала и огромного ущерба от Первой мировой.

10:1904-12-2022
1
Читатель
В 1916 году национальный доход Российской империи составлял более 16 млрд. руб. Это было 4-е место в мире, после США, Германии и Британской империи. Было сильнейшее в мире сельское хозяйство (2-е место после США). Объемы промышленного производства - 4-е место в мире. Объемы золотого запаса - второе место в мире после США. Не было подоходного налога. В 1914 году отменен акциз на спирт. Прирост населения за период с 1897 года до 1914 года составил 34 млн. человек. После революции, только за 1918 год падение экономики России составило более 38 %. Даже в 1930 году ВВП на душу населения был ниже, чем в 1913 году.

14:1304-12-2022
1
Кот МатроскинЧитатель
В 1916 году национальный доход Российской империи составлял более 16 млрд. руб. Это было 4-е место в мире, после США, Германии и Британской империи. Было сильнейшее в мире сельское хозяйство (2-е место после США). Объемы промышленного производства - 4-е место в мире. Объемы золотого запаса - второе место в мире после США. Не было подоходного налога. В 1914 году отменен акциз на спирт. Прирост населения за период с 1897 года до 1914 года составил 34 млн. человек. После революции, только за 1918 год падение экономики России составило более 38 %. Даже в 1930 году ВВП на душу населения был ниже, чем в 1913 году.

Особенно прикольно в вашем комменте читать про ВВП который если я не ошибаюсь был впервые посчитан для экономики СССР в 1988 г., а может в 1990...))

14:3404-12-2022
1
ЧитательЧитатель
Детские страшилки про черепа и кости, про гроб на колесиках, про черную руку из стены и пианино с пальцами не актуальны и давно вышли из употребления. Сейчас дети получают свою порцию страшного из фильмов ужасов, интернета и новостей.

Конечно, чувачелло, какой ещё ГУЛАГ, какие голодоморы (последний в 1947 году), от которых плстрадали в основном русские. Нет не слышали. Это сказки. А вот Правда: были молочные реки с кисельными берегами, где так вольно дышит человек.

14:5304-12-2022
1
Кот МатроскинЧитатель
В 1916 году национальный доход Российской империи составлял более 16 млрд. руб. Это было 4-е место в мире, после США, Германии и Британской империи. Было сильнейшее в мире сельское хозяйство (2-е место после США). Объемы промышленного производства - 4-е место в мире. Объемы золотого запаса - второе место в мире после США. Не было подоходного налога. В 1914 году отменен акциз на спирт. Прирост населения за период с 1897 года до 1914 года составил 34 млн. человек. После революции, только за 1918 год падение экономики России составило более 38 %. Даже в 1930 году ВВП на душу населения был ниже, чем в 1913 году.

А вот что о итогах развития "сильнейшего в мире сельского хозяйства сообщает НЭС в статье... «Голод»: «В 1872 г. разразился первый самарский голод, поразивший именно ту губернию, которая до того времени считалась богатейшей житницей России. И после голода 1891 г., охватывающего громадный район в 29 губерний, нижнее Поволжье постоянно страдает от голода: в течение XX в. Самарская губерния голодала 8 раз, Саратовская 9. За последние тридцать лет наиболее крупные голодовки относятся к 1880 г. (Нижнее Поволжье, часть приозерных и новороссийских губерний) и к 1885 г. (Новороссия и часть нечерноземных губерний от Калуги до Пскова); затем вслед за голодом 1891 г. наступил голод 1892 г. в центральных и юго-восточных губерниях, голодовки 1897 и 98 гг. приблизительно в том же районе; в XX в. голод 1901 г. в 17 губерниях центра, юга и востока, голодовка 1905 г. (22 губернии, в том числе четыре нечерноземных, Псковская, Новгородская, Витебская, Костромская), открывающая собой целый ряд голодовок: 1906, 1907, 1908 и 1911

14:5904-12-2022
1
Кот Матроскин
Ну и там далее всё о причинах перманентного голода в Российской империи - малоземелье и аграрное перенаселение, средневековая агротехника, перепады урожаев... Нет, в помещичьих латифундиях всё было прекрасно и оттуда зерно широкой рекой текло в порты, оттуда из голодающей, нищей страны за границу.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости