Новокузнецк — город уникальных мостов: «склеенного», «партизанского», «горбатого» и прочих (ФОТО, ВИДЕО)

Новокузнецк — город уникальных мостов: «склеенного», «партизанского», «горбатого» и прочих (ФОТО, ВИДЕО)

Местные новостиИстория
Сегодня мы расскажем о нескольких наиболее крупных сооружениях, построенных в нашем городе со дня основания и по сей день.

Основанный в 1618 году Кузнецк начал строиться на правом берегу реки Томь. Но помимо крупной водной артерии на всей территории города были и более мелкие речушки и ручьи. Первый мост был построен в 1677 году в Кузнецке, на Форштадте, через речку Казачья Грязь. 

Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Известным был и мост «у оврага» у пивзавода, построенного поляком Иваном Красимовичем в конце XIX столетия. Усадьба купца располагалась рядом с заводом и, чтобы беспрепятственно туда попадать, необходим был мост. Красимович оплачивал работы по строительству деревянного моста на каменных опорах. Подобная же конструкция была возведена в районе Кузнецкой крепости».

И если через мелкие ручьи переправа не составляла большого труда — справлялись деревянные мостики и настилы, то преодолеть широкую реку было гораздо сложнее. Жителям приходилось пользоваться лодками.


 
Всерьёз задумались о возведении мостов во время начала строительства КМК. Большая часть гражданского строительства — жилья для кузнецкстроевцев — проходила на левом берегу Томи. Но город, получивший в 1931 году название Новокузнецк, пересекала ещё и река Аба. В этом же году через Абу возвели крупный железнодорожный мост на опорах из дикого камня. Он сохранился до сих пор и, проезжая в Куйбышевский район, мы проезжаем именно под ним.

 
 
Также через Абу был построен и мост на современном проспекте Курако (ранее — Диагональное шоссе). Особенностью возведения мостов тогда были специальные выступы — ледорезы, которые разбивали ледяные глыбы во время ледохода. Но достаточно бурная в то время река во время весеннего половодья сносила все мосты, и их приходилось отстраивать заново. Через два года на месте деревянного был возведён первый в СССР цельносварной металлический мост. Он же стал и первым трамвайным мостом Сибири и до сих пор остаётся самым широким мостом Новокузнецка. Длина моста 46 метров, а ширина — 28.


 
Городские власти долго не могли решиться на строительство моста через Томь — необходимы были серьёзные финансовые вливания. Даже первоначальный план по строительству города подальше от завода сорвался из-за проблем с переправой кузнецкстроевцев к месту возведения КМК. Лодки, паромная и понтонная переправы не решали проблему.


 
Ситуация поменялась в 1935 году, когда в нашем городе на правом берегу Томи задумали строить ещё один крупный завод — Кузнецкий паровозо-вагоностроительный. Наркомат выделил средства, и возведение моста началось. Сегодня мы его называем «Левобережный», «Кузнецкий» или «Коммунальный». 


 
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«Строительством занимался один из цехов КМК. В течение двух лет мост был возведён. Использовалась частично техника — экскаваторы, водолазы занимались постройкой кессонов, но основным был тяжёлый ручной труд. В 1937 году мост был открыт.  Ширина проезжей части была небольшой — порядка 6 метров. По этому мосту передвигался и автомобильный транспорт, и железнодорожный, а позднее — и трамваи. Освоение богатого Абашевского и Байдаевского угольных месторождений тоже стимулировало строительство — уголь нужно было вывозить».  
 
Построенный как временный, «Коммунальный» мост полноценно функционировал до 1963 года. 

В 1957 году мостостроительным отрядом №450 в нашем городе был заложен мост, который мы знаем как «ДОЗовский» или «Запсибовский». Необходимость в нём возникла из-за решения строить ЗСМЗ. Его планировали открыть в 1959 году, но сложности в возведении отодвинули сроки до 1962 года.  Это самый длинный мост на юге Кузбасса: его длина по разным данным — от 474,2 метров до 486. Это ещё и самый широкий из крупных мостов Кузбасса — 22 метра, что позволило провести по нему один железнодорожный путь. Он самый тяжёлый на юге Кузбасса — вес моста 1 100 тонн. А ещё он самый дорогой мост на юге Кузбасса — его сооружение обошлось в ценах своего времени в сумму более 5 миллионов рублей.


 
Параллельно с «ДОЗовским» идёт строительство специализированного железнодорожного моста выше по течению от «Коммунального». Его длина составила 595 метров, при том, что ширина реки под ним — 450 метров. Он значительно разгрузил старый узкий мост, но кардинально ситуацию не изменил. Необходимо было расширять «Коммунальный».


 
«Возвращаясь к этому «Коммунальному» мосту, скажу, что в 1963 году было принято очень интересное решение, - рассказал Пётр Лизогуб. – Чтобы не останавливать движение по нему и начать реконструкцию, ниже по течению около моста возвели временные ряжи, специально разработанной системой лебёдок подняли полотно старого моста и переложили его на эти временные ряжи. Примечательно, что проделана это операция была всего за три часа. Далее укрепили и расширили опоры моста, положив на него новое полотно. После года работ старое полотно временного моста демонтировали, а кессоны остались, и мы можем их видеть до сих пор».
 
Во второй половине 50-х годов в Кузбассе начинается освоение крупного месторождения коксующегося угля в районе Альжераса и строительство Междуреченска. Подготовительной работой на будущих шахтах занимался трест «Томьуса» с головным офисом в Сталинске. Для лучшей коммуникации было решено построить мост, который сейчас мы называем «Байдаевским».


 
«Я называю этот мост «партизанским», потому что там произошла очень интересная история, - рассказывает Пётр Лизогуб. - Трест получил финансирование от своего Министерства угольной промышленности, но не согласовал его строительство с Управлением главного архитектора Сталинска. Нужно было согласовать проект, получить рекомендации и разрешение. А в то время часть Орджоникидзевского района — Байдаевка и Абашево — формально ещё территориально не были районами города, хотя и обслуживались Кузнецким райсоветом. Вот эта неразбериха и привела к тому, что мост построили без формального разрешения». 
 
По данным специалистов, «Байдаевский» мост — самый длинный в Кузбассе цельножелезный автомобильный мост. Его длина — 220 метров, а вес — 800 тонн.

В конце 60-х годов тот же мостоотряд №450 занялся возведением первого в Кузбассе склеенного моста — между Запсибом и Новоильинкой. Сорокатонные блоки были отшлифованы на стыках и склеены особо прочным клеем. Это самый длинный в Сибири склеенный мост и один из трёх в стране. Необходимость в нём возникла из-за планов строительства большого жилого массива.

Помимо крупных мостов в Новокузнецке строили ещё и менее масштабные. Несколько было возведено через реку Аба, наиболее известный из которых — на проспекте Молотова (ныне Металлургов). Сначала были проложены временные плахи, по которым были уложены трамвайные рельсы. В 1934 году был построен мост, называемый в народе «Горбатым» — капитальный цельносварной, возведённый под углом к проспекту. Спрямление моста произошло уже в послевоенные годы, когда начали строить северную часть проспекта Строителей.


 
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:

«У нас в городе был ещё и подвесной мост. Он был построен для соединения города с современным Куйбышевским районом по оси улицы 1 Мая. Это в 50-е годы появился современный мост, а с начала 30-х годов существовал деревянный подвесной мост. Это было вантовое крепление несущих конструкций. Разрабатывала проект специализированная новосибирская контора, работающая по оборудованию для угольных предприятий. А в районе на разных берегах Абы как раз были шахты Орджоникизде и Димитрова — их нужно было соединить».  

По оценке специалистов Кузбасса, в Новокузнецке на данный момент больше всего мостов — два десятка автомобильных и пешеходных общей длиной около пяти километров. При этом возведение новых тоже возможно. Так, например, сегодня всерьёз занимаются проектом нового моста в Абагур.

Добавим, что мы рассказали историю только наиболее крупных мостовых сооружений нашего города. И интересные факты наши читатели могут узнать, посмотрев видео.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Фото: Елена Гавриленко / Сити-н, Новокузнецкий краеведческий музей
Видео: Константин Гавриленко / Сити-н

Комментарии /24

17:3519-05-2023
16
Читатель
Расскажите нам про историю арочного моста в Учулене.. Иди вы только по Нью-кузнецку специализируетесь?

17:5019-05-2023
3
Читатель
С удовольствием читаю материалы Петра Лизогуба, у папеньки его учился в далеком прошлом, респект!

17:5419-05-2023
3
Читатель
Только вот СибМост закрыли,печально.

18:4019-05-2023
5
Читатель
А где фото моста через Петрик?

19:4619-05-2023
4
Читатель
Это нашей истории строки и фото.
Сколько людей, сколько сил и энергии вложено, чтобы появились эти мосты,
которые до сих пор стоят.
Стройки грандиозные были в те времена.

20:2919-05-2023
9
ЧитательЧитатель
Расскажите нам про историю арочного моста в Учулене.. Иди вы только по Нью-кузнецку специализируетесь?

А что в нём такого сверхграндиозного для узкой речки длиной в 16 км?Арочные мосты такой конструкции и до этого в мире массово строили.Мост через Кондому в Шерегеше намного индустриальнее.

08:1620-05-2023
3
Читатель
....."Чтобы не останавливать движение по нему и начать реконструкцию, ниже по течению около моста возвели временные ряжи, специально разработанной системой лебёдок подняли полотно старого моста и переложили его на эти временные ряжи. Примечательно, что проделана это операция была всего за три часа. .." Фантастика.Ведь могли, раньше.

08:2120-05-2023
4
Читатель
Вот же были люди в нашем городе! Какие проблемы решали!
А сегодняшние руководители - жалкие пигмеи!

09:0120-05-2023
7
Владимир Степанович
Остатки былой более развитой цивилизации. А сейчас и проектировать некому, да и строить, собственно говоря, тоже некому.

10:2520-05-2023
1
Читатель
Очень интересный фильм! Спасибо! Сити, сделайте какую-нибудь рубрику и соберите туда все фильмых с Петром Петровичем.

10:3620-05-2023
1
Читатель
Почему часть видео с историческими материалами от П.П.Лизогуба размещена в ВК, а часть в ютьюбе? Сыну для реферата скачивать не удобно было.

11:0420-05-2023
3
ЧитательЧитатель
Это нашей истории строки и фото.
Сколько людей, сколько сил и энергии вложено, чтобы появились эти мосты,
которые до сих пор стоят.
Стройки грандиозные были в те времена.

Выделяли деньги, вот и были стройки. А не потому что какие-то особые были времена. Вы читайте внимательно текст. Вот один из примеров: Городские власти долго не могли решиться на строительство моста через Томь — необходимы были серьёзные финансовые вливания. Даже первоначальный план по строительству города подальше от завода сорвался из-за проблем с переправой кузнецкстроевцев к месту возведения КМК. Лодки, паромная и понтонная переправы не решали проблему.
В тексте все разложено по полочкам. Строили не из-за любви к стройках или гигантизму, а чисто из практических соображений. Строят КМК - строят мост. Строят ЗСМК - строят мост. Открывают шахты и разрезы - строят мост.

11:1320-05-2023
2
Владимир СтепановичЧитатель
Почему часть видео с историческими материалами от П.П.Лизогуба размещена в ВК, а часть в ютьюбе? Сыну для реферата скачивать не удобно было.

А ты деньги задонатил, чтоб спрашивать что то?

11:3420-05-2023
8
ЧитательВладимир Степанович
Остатки былой более развитой цивилизации. А сейчас и проектировать некому, да и строить, собственно говоря, тоже некому.

Интересно чем руководствуются, когда пишут такие комментарии. Типа сидит старпер и считает что он круто выглядит, что он выше остальных, т.к. типа принадлежит "былой более развитой цивилизации"? Что сейчас не могут построить, что могли раньше? Цирк шапито какой-то, а не комментарий. Технологии развиваются. В нашем городе нет громадных промышленных строек, т.к. нет рентабельности. Уголь в городе весь выкопан давно. Азиаты сами стали лидером металлургии, и наш металл, который они активно брали в советские времена, им не нужен больше. Но давайте сравним просто обычное гражданское домостроение. При "былой более развитой цивилизации" постройка двух 16-этажек была событием! А сейчас это обыденность. Мои родственники жили в 16-этажке в советское время. Лифт постоянно не работал. Когда они узнали 10 лет назад что я решил покупать квартиру в 18-этажке, они даже пытались меня отговорить, рассказывая как они мучались. Вот вам и цивилизация.

12:0220-05-2023
1
Горожанин
В советское время хотя бы мосты строили, а сегодня?
Когда постоят мост на «вертолетке»?
Да и в Кузнецкий район расширять надо.

12:2820-05-2023
5
ЧитательГорожанин
В советское время хотя бы мосты строили, а сегодня?
Когда постоят мост на «вертолетке»?
Да и в Кузнецкий район расширять надо.

В советское время строили мосты для нужд промышленности. Сейчас мосты нужны для экономии нескольких минут автолюбителей. Эти минуты сэкономил бы более широкий Кузнецкий мост. Чувствуешь разницу? А на вертолетке то он зачем? Чтоб был?

13:2120-05-2023
 
Читатель
Ольжерас в Междуреченске, а не Альжерас

13:2520-05-2023
 
ЧитательЧитатель
А что в нём такого сверхграндиозного для узкой речки длиной в 16 км?Арочные мосты такой конструкции и до этого в мире массово строили.Мост через Кондому в Шерегеше намного индустриальнее.

История строительства..

13:2620-05-2023
 
ЧитательЧитатель
А что в нём такого сверхграндиозного для узкой речки длиной в 16 км?Арочные мосты такой конструкции и до этого в мире массово строили.Мост через Кондому в Шерегеше намного индустриальнее.

Легенда.. А возможно и реальная история..

14:5320-05-2023
8
Где это?
"проезжая в Куйбышевский район, мы проезжаем именно под ним".
Я ни разу не видел мост для проезда через Курако или Дружбы.

19:3320-05-2023
1
ЧитательВладимир Степанович
Остатки былой более развитой цивилизации. А сейчас и проектировать некому, да и строить, собственно говоря, тоже некому.

Это у нас в городе. А так то по стране десятки мостов за 25 лет построили. И через Волгу, и через Обь, и через Енисей.

19:3520-05-2023
 
ЧитательЧитатель
В советское время строили мосты для нужд промышленности. Сейчас мосты нужны для экономии нескольких минут автолюбителей. Эти минуты сэкономил бы более широкий Кузнецкий мост. Чувствуешь разницу? А на вертолетке то он зачем? Чтоб был?

Широкий мост ничего не сэкономит. Затык на кольце сов.площади обычно

19:5320-05-2023
2
Читатель
На Сити н только эту рубрику читаю, остальные новости не читаю.

20:2620-05-2023
2
Читатель
Мое детство пришлось на 1970-е годы. В речи моей бабушки часто фигурировал "Горбатый мостик". Мы жили тогда неподалеку, часто ходили по нему. Так вот, вообще-то, "Горбатым" называли не тот мост через Абу, по которому были проложены трамвайные рельсы и что является частью пр-кта Металлургов, а пешеходный - тот, что от начала ул. Пирогова ведет к бывшей теперь Бане N 1.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости