Археологические изыскания говорят о том, что наш город возник на месте, которое было заселено людьми ещё в каменном веке. Древние захоронения предоставляют учёным важнейшие факты о жизни предков, и одно из таких на территории нашего города — Кузнецкий неолитический могильник. Этот памятник датируется периодом порядка трёх тысяч лет до нашей эры. Незадолго до Великой Отечественной войны — в 1939 году — были обнаружены несколько могил. Скелетированные останки людей каменного века найдены во время земляных работ на террасе правого берега Томи — всего семь могил.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Самое интересное, что в этих могилах нашли и древние орудия труда. Это были каменные орудия, но, что поражает, они были сделаны с величайшим совершенством. Если обратить внимание на кромку, то по своим режущим способностям она приближается к металлическим. Практически ювелирная работа при изготовлении наконечников копий, древних каменных ножей».
Говоря о следующем этапе развития человечества — эпохе бронзы — нужно сказать о могильнике, найденном относительно недавно — в 1989 году. Связанный с «бронзовым» периодом памятник на территории нашего города, получивший название Усть-Абинский могильник, был найден также на террасе на правом берегу Томи, но чуть дальше от первого. В нём были обнаружены 14 могил. Археологи датируют находку II-IV веками нашей эры. При этом костных останков обнаружено не было — известно, что тела скончавшихся сжигали, а в могилах захоранивали только прах. Зато был найден погребной инвентарь — уникальные предметы, изготовленные из различных металлов. В большинстве это была бронза, серебристая бронза (бронза с добавлением олова) — высокохудожественные изделия, при изучении которых учёные пришли к выводу, что Юго-Западная Сибирь и Юг, в частности, являлись транзитной зоной, по которой проходили торговые пути, развивались культурные связи. Подтверждением этому стали как раз находки в этом могильнике, сочетающие культурные мотивы, присущие северным народам, и изделия, близкие по культуре к среднеазиатским и даже персидским. Среди находок в Усть-Абинском могильнике были и золотые изделия.
Говоря об археологических памятниках, можно упомянуть и Есаульские курганы, которые расположены в Заводском районе Новокузнецка в районе бывшей шахты «Юбилейная». Курганы — это тоже разновидность захоронений, при создании которых насыпали куполообразный слой земли над могилами.
«Если перейти к эпохе появления здесь русского населения, основания Кузнецкого острога, то надо иметь ввиду, что в православных традициях было хоронить умерших на территориях храмов, церквей, соборов, - рассказывает Пётр Лизогуб. — Первый храм у нас был деревянным, и он был построен в 1622 году. Именно в районе этой Преображенской церкви и были захоронения. Ориентиром может служить современный Спасо-Преображенский собор, построенный в конце XVIII века. Вот как раз между ним и горой были могилы. Но традиция эта существовала до последней четверти XVIII столетия, когда при Екатерине II принимается ряд серьёзных законодательных актов, и в одном из них было чётко прописано, что захоранивать умерших нужно на кладбищах за чертой города».
Первое официальное кладбище располагалось в месте, где сейчас находится Сад Алюминщиков. На этом Кузнецком кладбище хоронили и известных людей, и простых жителей города. Учитывая, что в период, например, времён Достоевского население города составляло порядка двух тысяч человек, а перед революцией — немногим более четырёх тысяч, территория захоронений расширялась, но не слишком быстро. Среди могил простых мещан были и захоронения с особенностями, украшенные специально заказанным чугунным литьём с надписями или чугунными крестами.
Одной из таких была могила участника войны 1812 года, участника Бородинского сражения гусарского майора Александра Меретеева, который возглавлял личный конвой императора Александра I при его въезде в покорённый Париж в 1814 году. Он не был уроженцем нашего города, но, будучи в отставке, приехал в Кузнецк, был некоторое время городничим, и после кончины на его могиле возвели кирпичный памятник. Известно, что во время празднования 100-летней годовщины войны 1812 года у этого памятника провели торжественный общегородской молебен с участием всех чиновников и священников.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Немало известных кузнечан было захоронено на этом кладбище. Продолжая военную тематику, нельзя не вспомнить и единственного генерала, родившегося в начале XIX века на кузбасской земле и здесь же захороненного, Кирилла Осиповича Годлевского. Среди известных была и могила первого мужа Марии Дмитриевны Исаевой, ставшей затем супругой Фёдора Михайловича Достоевского. Считается, что эпитафию к его могиле Достоевский написал лично».
Достоверно известно, что 90% захоронений на Кузнецком кладбище составляли могилы купцов, чиновников и рядовых кузнечан. Но кладбище делилось на четыре части. Первая — вот эта большая часть, вторая — воинская — захоронения православных солдат кузнецкой местной команды. Третьим и относительно небольшим было захоронение католиков. В основном, это были ссыльные поляки, которые оказались у нас после подавленного в 1863 году восстания против нахождения Польши в составе Российской империи. Четвертой частью Кузнецкого кладбища было место для захоронения лиц иудейского происхождения.
Судьба этого кладбища оказалась трагической. В 1934 году выяснилось, что оно стало попадать в черту разрастающегося в связи с Кузнецкстроем города. Также были планы строительства Паровозовагоностроительного завода на правобережье Томи. Было решено перенести кладбище на Маяковую гору. Родственникам было разрешено перезахоронить прах умерших, но большинство старых могил оказались бесхозными и остались на старом Кузнецком кладбище. Некоторое время кладбище было «законсервировано», а в послевоенное время, на стыке 40-50-х годов на территории начали производить благоустройство — их просто сравняли с землёй бульдозерами.
«От исторических захоронений, где были похоронены известные, в том числе, государственные деятели, ничего не осталось, - рассказывает Пётр Лизогуб. — Они были безвозвратно потеряны. Среди них могила героя русско-японской войны генерала Павла Николаевича Путилова, а также ряда других выдающихся деятелей в истории не только нашего города, но и всей страны. Но шло время, в эпоху Кузнецкстроя сюда прибыла огромная масса людей. В ходе опасных работ и естественного процесса люди уходили из жизни и появилась потребность в организации нового кладбища недалеко от стройплощадки КМК. Так появилось самое известное у нас Редаковское кладбище за Садгородом — историческим поселением, образовавшимся незадолго до революции в 1916 году. Следующий выселок получил название Редаково, а за ним — Точилино. Вот между ними на Соколиной горе в самом начале 30-х годов и появилось кладбище».
В местах захоронения жителей города были и исключения. Так в 1931 году произошла серьёзная авария на Кузнецкстрое — при строительстве коксохимических башен произошёл обвал перекрытий. Погибло более 30-ти человек. Этих людей похоронили в братской могиле на Верхней колонии. Хотя памятник на этом месте появился лишь в 50-е годы. Там же есть и захоронение выдающегося доменщика Михаила Курако, хотя после его смерти от тифа в феврале 1920-го года он сначала был похоронен на площадке, где первоначально планировалось строительство завода — в районе современных Осинников. Но в послевоенное время во время застройки этого города могила Курако была почти утеряна.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«И тогда соратники Курако, его ученики забили тревогу и решили, что нужно обязательно найти прах легендарного металлурга. Основным инициатором этого выступал главный инженер КМК Григорий Казарновский. С большим трудом, но могила Курако была найдена, его прах выкопан и перенесён на Верхнюю колонию. Это было в 1947 году. А в 1955 году скончался сам Григорий Ефимович Казарновский, и он был похоронен рядом со своим старшим товарищем. В начале 60-х годов ушёл из жизни выдающийся металлург обер-мастер мартеновского цеха Антон Демьянович Лаушкин, которого также похоронили рядом с могилой Курако. Три отдельные могилы и братское захоронение сегодня составляют пантеон кузнецких металлургов, а могила Курако является памятником федерального значения».
В состав Новокузнецка вошли и небольшие населённые пункты, среди которых русская деревня Феськи. На её месте позже образовалась часть Орджоникидзевского района, так называемая Байдаевка. Хотя изначально подразумевалось, что Байдаевка будет находиться не в Феськах у берега Томи, а выше у истоков речки Байдаевки, где в начале 30-х годов была заложена сначала штольня, а потом очень крупная шахта «Байдаевская». Но чуть позже Феськи и Байдаевка слились, образовав известный нам район.
«В Феськах было своё деревенское кладбище, и там продолжали хоронить людей, - поясняет Пётр Лизогуб. — Но специфика его была такова, что оно находилось слишком близко к берегу Томи. Изменчивая в своём русле река постепенно подмывала кладбище и в итоге окончательно его смыла. Сегодня его не существует. В советский период в районе образовалось другое кладбище. Надо иметь в виду, что в других районах города также образовывались локальные кладбища».
Но наиболее крупными и старейшими кладбищами в Новокузнецке остаются всё-таки Кузнецкое и Редаковское. Хотя известно о старых захоронениях на Верхней колонии жителей частного сектора Митиного лога, а также спецпереселенцев на Верхней Островской и локальных участках захоронения военнопленных.
Чуть позже в Новокузнецке стали практиковать в том числе и такой вид захоронений, как прах в урнах. Сказывалась нехватка мест на имеющихся кладбищах. Но для этого нужно было построить крематорий. В декабре 1996 года был проведён тендер на закупку кремационного оборудования, который выиграла чешская фирма. А в 1997 году началось и само строительство, которое вела турецкая фирма. С 1999 года начались первые пробные кремации. Одновременно со строительством крематория началось строительство колумбария — места для захоронения урн с прахом. В мае 2002 года был подписан акт Государственной комиссии о пуске крематория в эксплуатацию.
Помимо колумбариев появились и элитные участки, которые хорошо благоустроены, на них присутствуют богатые надгробия и постоянная охрана.
По традиции напомним, что более полный и интересный рассказ о том, в каких местах хоронили жителей Новокузнецка, вы можете посмотреть на видео.
Комментарии /17
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: