Сегодня мы расскажем о том, каким город видели специалисты и каким он стал в итоге.
Наш город возник в начале XVII века, и тогда о Генеральном плане не было и речи. В то время ещё не существовало понятия «планы городов». Зачастую, возникнув на одном месте, город по разным причинам перемещался на другое. Новокузнецк не избежал подобного события: изначальное основание города было на левом берегу реки Томь, а через два года Кузнецк перенесли на правый берег, где и продолжилось развитие поселения — в районе современной Советской площади.
Как таковое планирование городов в нашей стране началось в эпоху Екатерины II, которая стала законодательницей многих значимых событий. Даже в современном законодательстве со многими дополнениями и обновлениями опираются на основы законов тех лет.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«В 1785 году вышла очень важная «Жалованная грамота городам Российской империи». В этом документе законодательно проговаривались права и возможности, которыми обладали все российские города. И вот одна из первых статей этого Закона гласит о том, что каждому городу надлежит иметь свой План, утверждённый императорской рукой. И это был такой законодательный старт к тому, чтобы все российские города обзавелись такими Планами. По современной терминологии их и можно назвать Генеральными планами городов. Кузнецк несмотря на то, что он был расположен глубоко в Сибири, далеко от центра тогдашней цивилизации, в 1786 году уже имел свой План с обозначением на тот момент главных общественных зданий и с пометкой: «для прожектирования нового проекта». Спустя 11 лет, в 1797 году такой прожект появляется, и в нём на существующую застройку были наложены кварталы будущей застройки. Но этот прожект так и остался на бумаге. Подписи императора на нём не было. А к этому времени на престол вступил Павел I, который, надо сказать, был ярым противником всех начинаний своей матери, и правил страной он всего 5 лет. В 1801 году на престол вступил внук Екатерины II — Александр I, который и стал продолжателем большинства её законодательных инициатив. В том числе, и градостроительной».
Первые два десятилетия XIX века Кузнецк оказался в епархии военного ведомства, поскольку на стыке XVIII-XIX столетий в нашем городе начинается крупное военное строительство – возводится два крупных укрепления – Болотная цитадель в юго-восточной части города, и крепость на Вознесенской (Крепостной) горе. Историки знают, как минимум, девять чертежей в период с 1800 по 1820 годы, которые отражали этапы строительства Кузнецкой крепости, но их ещё нельзя назвать Генпланами города.
В 1821 году, когда строительство Кузнецкой крепости было закончено, в Кузнецк приехал уездный землемер Ламбертович, который произвёл замеры самого города, и территории вокруг. Считается, что эта работа легла в основу первого Генерального плана города, который был составлен к 1834 году. Именно этот Генплан был утверждён императором Николаем I.
«Но не всё так просто. Оказалось, что кузнечане, ознакомившись с этим Планом, высказали свои претензии, - рассказывает Пётр Лизогуб. – В соответствии с этим Планом, застраивалась центральная площадь города — Базарная, или Соборная. По мнению местных жителей, на этой площади должны были размещаться только торговые заведения — лавки. От имени всего городского общества тогдашний руководитель — городовой судья Рудаков — обратился к генерал-губернатору Западной Сибири с просьбой пересмотреть План и оставить площадь незастроенной. Но вышестоящий чиновник посчитал, что данная просьба не заслуживает какого-то особого внимания и нет повода беспокоить императора по таким пустякам, и не дал ходу этому делу. Но кузнечане не отчаялись и написали прошение на имя Министра внутренних дел графа Строганова, который, как ни странно, отнёсся с пониманием к данной просьбе жителей города и дал задание пересмотреть имеющийся План с учётом мнения горожан. Последовала необходимая работа по согласованию некоторых вопросов, в том числе, с военным ведомством (Кузнецк оставался важным военным укреплением на границе). При этом военное Министерство, как раз во время, когда шли согласования, в 1845 году составило Записку, в которой указало на то, что Кузнецк уже потерял всякое военное значение, и нет необходимости соблюдать требования, предъявляемые к крепостным сооружениям».
В 1846 году императору был поднесён новый План с учётом мнения кузнечан о свободной от застройки центральной площади. В январе этого года документ был подписан и получил законную силу.
Но на практике всё оказалось непросто. Новый Генплан и та поквартальная разбивка, которая в нём была прописана, не получили реального воплощения в жизнь, хотя основы в виде прямых улиц и были реализованы.
Далее до самого окончания императорского правления особых Планов по развитию нашего города не было.
Значительные перемены наступают в советский период, когда на левобережье начинается возведение металлургического гиганта – КМК, и в 1931 году новая застройка вокруг него получает статус города и название Новокузнецк.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Новокузнецк тоже имел интересную проектировочную историю. Дело в том, что при строительстве комбината были планы и по жилой застройке. В 1928 году Государственный институт проектирования металлургических заводов, который занимался проектированием и самого завода, и рабочего посёлка рядом с ним, ориентировался на население в 25 тысяч человек: строители и работники завода с семьями и к ним посчитали жителей посёлка углекопов в районе современного Дальнего Куйбышева, где тогда закладывались шахты Араличевского рудоуправления. Предполагалось, что посёлок будет коттеджного типа — одноэтажные или двухэтажные дома, красиво вписанные в окружающую природную обстановку. Это были идеи английского архитектора Эдварда Говарда, который и предложил градостроительную концепцию Города-Сада. Но реализовать идею получилось только по минимуму — в названии посёлка на конечной станции ТрансСибирской магистрали — Кольчугинском ответвлении железнодорожной ветки до станции Кузнецк. Она располагалась на левом берегу».
В начале 30-х годов все идеи «Гипромеза», которые были заложены в планы строительства рабочего посёлка, оказались несостоятельны. Произошло это потому, что на стройплощадку съезжались десятки тысяч людей, а застройка с учётом 25-тысячного населения сильно устарела. Например, в 1931 году на Кузнецкстрое насчитывалось уже 200 тысяч человек, что значительно превышало проектные значения.
Планы пытались доработать с учётом растущего населения и объявили всесоюзный конкурс Плана проектирования Новокузнецка. Участие в нём приняли знаменитые архитекторы того времени, но предложенные, например, планы коммунизации людей с их совместным проживанием в неких отдельных ячейках не нашли понимания. Хотя проект и признавали интересным — архитекторы называли его «виноградными гроздьями» — по внешнему виду. При этом он тоже не дотягивал по масштабам застройки — был рассчитан лишь на 40 тысяч человек. К тому же, высшее руководство страны поставило чёткую задачу: люди должны жить в отдельных квартирах — без перегибов коммунизации.
Подобных идей по градостроительству было немало. Но более или менее состоятельным оказался план 1931 года Эрнста Майя, который спроектировал Соцгород. Этот проект оказался привлекательным с финансовой точки зрения, был рассчитан на 180 тысяч человек, но позже оказался раскритикован за свой минимализм, схематичность и примитивность построек. После появления первых домов на улицах Энтузиастов, Хитарова, Кирова, Глинки и других, городские власти признали, что дома-коробки уничтожают общий вид города, и решили, что новый социалистический город не может так выглядеть.
К 1934 году было решено отдать проектирование Сталинска московскому «Горстройтресту». Молодые и креативные архитекторы составили План застройки с учётом зелёных зон, мест отдыха и работы горожан. В 1936 году этот Генплан, пройдя все этапы согласования, был утверждён. Но реализовывался он по традиции слабо, оставаясь лишь на бумаге.
«Возникло особое обстоятельство, которое произошло в 1939 году, когда в Сталинск съезжаются представители многих ведущих наркоматов страны. Было принято решение о возведении новых металлургических гигантов, а, значит, и Генплан снова не соответствовал задачам, - поясняет Пётр Лизогуб. – Это были алюминиевый завод, ферросплавов, крупная текстильная фабрика и прочие. Скорректировала планы и Великая Отечественная война. К 1948 году руководство пришло к мнению, что городу нужен новый Генеральный план. Он был заказан московскому проектному бюро «Мосгипрогор». К 1950-му году новый Генплан был составлен с учётом освоения Мохового болота, которое располагалось в центре города, и оказался очень удачным».
Этот Генплан был в значительной степени реализован, но к середине 60-х годов возникает потребность в новом — с учётом развития города. За его разработку взялись новокузнецкие архитекторы. К началу 70-х годов он был составлен, но затянувшееся утверждение документа по инстанциям отодвинуло начало его реализации — до 1979 года. С некоторыми доработками и дополнениями этот Генплан действовал до начала XXI века.
Городу снова потребовался новый план развития. За его составлением обратились в бывший «Ленгипрогор» — сейчас это Институт урбанистики в Санкт-Петербурге. К 2007 году проект был готов.
Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея:
«Но, опять-таки, город развивается, меняются экономические обстоятельства, возникает ряд других факторов, которые все вместе привели к тому, что сегодня встал вопрос о значительной модернизации последнего Генплана. Сейчас этим занимается архитектурная организация из города Омск, специалисты которой не только корректируют План 2007 года, но и составляют, по сути, новый Генплан Новокузнецка на ближайшие 25 лет. Это колоссальный план, дающий перспективу развития города до 2049 года».
Новый Генплан предполагает градостроительные акценты на развитие дальнейшей городской застройки — многоэтажной или коттеджной. Учитывается транспортная доступность, внутренние коммуникации, наличие зелёных и охраняемых зон. Все эти вопросы требуют серьёзной корректировки, модернизации, а где-то и нового, современного подхода.
При этом Генплан — не догма, а лишь руководство к действию. А это значит, что ожидаемый утверждённый в этом году обновлённый Генплан Новокузнецка наверняка будет подвергаться корректировкам и дополнениям. Главное, чтобы это шло на пользу городу и его жителям.
По традиции напомним, что более полный и интересный рассказ о том, как планировали и продолжают планировать развитие Новокузнецка, вы можете посмотреть на видео.
Комментарии /24
Это дома Соцгорода назвали коробками. А сейчас современные строят ещё хуже коробки.
Хитарова и Энтузиастов - да уставшие дома. Построить новые -неплохо, только надеюсь вы не имеете ввиду 9-11 этажки.
Остальные дома - надо смотреть отдельно каждый ансамбль.
Но уж точно не напихивать Косиловские человейники.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: