К началу 1939 года в результате массовых сталинских репрессий население толстовской коммуны, проживавшей в районе Абашево, поредело, и коммуна толстовцев «Жизнь и Труд» прекратила своё существование. Вместо неё появилась сельскохозяйственная артель — колхоз.
Председатель коммуны отбывал заключение в сталинских лагерях. Общее имущество коммуны распределили между теперь уже бывшими коммунарами. Разделили дома, скот, деньги.
Тальжино, середина 50-х, у кузницы
Появились все атрибуты колхозной советской жизни: принудительный труд, трудодни и нормы выработки. В колхоз стали вступать люди, не имевшие отношение к коммунарам. Попавшие в колхоз коммунары так вспоминали этот период:
«Стали мы все, бабы, ворами, вся жизнь стала на воровство. Мужиков нет, детей кормить, растить надо, общей столовой, как в коммуне было, нет, а на трудодень дадут по 200 граммов озадков, вот и живи! Ну, и тащишь всё. Идёшь с работы, тащишь картошку, свёклу, капусту, где что работаешь, да ещё и ночью к кучам на огород сходишь. А корову тоже прокормить надо, она главная кормилица семьи. Целый день, с темна дотемна, на колхозной работе, а в «свободное» время и вари, и стирай, и корове коси… Вот так и жили. Вот поэтому-то я и не хотела, чтобы дети в колхозе оставались, приучались к воровству, а я-то уж ладно — куда денешься?».
Тальжинские женщины подвозят сено к колхозным коровникам, 1961 г.
Окончание Второй мировой войны не принесло покоя последователям учения Льва Толстого. В 1948 году в связи с передачей сельскохозяйственных земель под нужды угольных предприятий властями было принято решение о переселении колхоза «Жизнь и Труд» на новый земельный участок.
Участок этот находился в шести километрах от реки Атаманово, вблизи реки Тальжинки. Строительство нового посёлка, впоследствии ставшего населенным пунктом Тальжино, началось осенью 1948 года.
Из дневника Бориса Мазурина:
«18.10.1948 г. Измерение участка под усадьбы»
«23.10.1948 г. Начало землеустроительных работ на новом участке»
«1 – 4.12.1948 г. Перевезли и собрали на новом месте брусчатый сруб под контору колхоза»
«8.12.1948 г. Начали строить хомутарню. Две машины возят лес, срубы…».
К 1950 году посёлок был построен: жилые дома, кузница, лесопилка, мельница, столярная мастерская, баня, водокачка, котельная, магазин.
К обустройству дорог бывшие коммунары тоже подошли с умом: с обязательными водосточными канавами с двух сторон, с мостиками.
Помимо этого была открыта собственная молочно-товарная ферма, производившая не только молоко, но и сметану и сливочное масло.
Вид на поселок Тальжино от парников, новые теплицы, 1957 г.
В 1954 году начали возводить тепличное хозяйство. Построенные теплицы отапливались от собственной котельной, в связи с чем первые урожаи огурцов и помидоров тальжинцы собирали уже в начале марта, что для середины пятидесятых годов прошлого века в Сибири было диковинкой.
Кроме теплиц в Тальжино занимались и парниковым хозяйством — на участке в два с половиной гектара было оборудовано около 120 парников, в которых выращивали рассаду помидоров, капусты и огурцов.
Сбор урожая в колхозной теплице в марте.
Тепличницы Александра Дрибас и Ульяна Холопова, Тальжино, 1958 г.
В 1956 году после многолетних отсидок в советских концлагерях и из мест ссылок в новый посёлок начинают возвращаться некоторые выжившие коммунары.
Однако, первые коммунары старели. Далеко не все их потомки желали посвятить свою жизнь сельскому хозяйству. Дети коммунаров уезжали учиться в города. Хозяйство совхоза постепенно слабело.
Тальжинские дети в Атамановской школе, начало 60-х г.г.
Несмотря на возраст, пожилые коммунары, как и большинство советских сельских пенсионеров, были вынуждены работать: СССР в 1960-е годы платил бывшим колхозникам мизерные пенсии — 12 рублей 50 копеек в месяц. При этом до 1974 года советские жители села были фактически полукрепостными — им не выдавали паспортов. Для того, чтобы переехать на другое место жительства, селянам необходимо было получить разрешение от колхоза (совхоза), выдававшего соответствующую справку, заменявшую паспорт.
Реабилитация последователей философского учения русского писателя Льва Толстого, осуждённых в 1930-1940 годы, произошла в конце 1976 года. Генеральный прокурор СССР и Пленум Верховного Суда СССР также указали на то, что следование учению Льва Толстого о непротивлении злу насилием в Советском Союзе преступлением не считается.
Также предлагаем вниманию читателей предыдущие материалы из данного цикла:
Использованы материалы:
Б.А. Гросбейн, «История моего Тальжино»
Б.В. Мазурин, «Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд» // Воспоминания крестьян-толстовцев, 1910 - 1930-е годы / сост. А. Б. Рогинский; примеч. Д. И. Зубарева, А. Б. Рогинского. - М. : Книга, 1989
М. Поповский, «Русские мужики рассказывают», Лондон, 1983
Фотографии из архива Е. Гросбейна
Комментарии /29
Терпите люди, за выходные она выдохнется...
Терпите люди, за выходные она выдохнется...
Для особо одаренных: для красного словца интернет-писцы, как и волостные писаря, не пожалеют и родного отца.
Для особо одаренных: для красного словца интернет-писцы, как и волостные писаря, не пожалеют и родного отца.
Для особо одаренных: для красного словца интернет-писцы, как и волостные писаря, не пожалеют и родного отца.
Система всех повязывает воровством, не только этих баб. В системе не должно быть не замараных.
Но нашлись последователи этого "просветителя", финал деятельности которых мы тут и узнали.
Как-то так...
Но нашлись последователи этого "просветителя", финал деятельности которых мы тут и узнали.
Как-то так...
При отсутствии таковых в Новокузнецке и Кузбассе привозить их сюда не надо.
Светлая память Борису Аронычу! Это был феномен - еврей, знающий и любящий русский язык и русскую литературу лучше многих русских да ещё и толстовец!
Светлая память Борису Аронычу! Это был феномен - еврей, знающий и любящий русский язык и русскую литературу лучше многих русских да ещё и толстовец!
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: