На минувших выходных Нурсултан Назарбаев вновь повторил свое предложение к России о создании судоходного канала «Евразия» протяженностью около 700 км, который должен соединить Черное и Каспийское моря. Правда, на сей раз лидер Казахстана подтвердил, что его страна готова участвовать в финансировании этого грандиозного проекта. Такое заявление было сделано во время встречи Назарбаева с иностранными инвесторами в казахстанском городе Усть-Каменогорск.
«Мы иногда слышим критику со стороны наших российских коллег, что Казахстан обходит Россию. Никого мы не обходим, мы ищем выгодные пути транспортировки товаров Казахстана. Я предлагаю России: давайте построим канал», - заявил Назарбаев.
Напомним, что в первый раз казахстанский президент озвучил данную идею на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Тогда же Назарбаев предложил вернуться к старому советскому проекту поворота части стока сибирских рек в Среднюю Азию. Необходимость этих грандиозных и, скажем прямо, неоднозначных с экономической (да и с экологической) точки зрения проектов, кроме прочего, была мотивирована необходимостью развития более тесной экономической интеграции и сотрудничества республик СНГ.
Проект поворота сибирских рек на юг был отвергнут еще в советские времена из-за непредсказуемости экологических последствий и огромной затратности. Многие скептики указывают на то, что едва ли бедные среднеазиатские республики смогут достойно оплачивать поставляемую Россией воду. Впрочем, здесь есть и нюанс - больше всего нуждаются в водных ресурсах наиболее богатые энергоносителями страны региона - Туркмения, Казахстан и Узбекистан. В то же время как наиболее бедные Киргизия и Таджикистан имеют достаточно собственных запасов воды.
Что касается создания судоходного канала «Евразия», то здесь картина выглядит более реалистичной.
«Не только Казахстан, но и все государства Центральной Азии смогут перевозить свои грузы через новый канал, в том числе танкеры, судоходные грузы, паромы. Пока эта идея находится на стадии обсуждения. Мы с президентом Путиным договорились направить это предложение экспертам, которые должны просчитать экологию, экономическую эффективность и другие аспекты будущего проекта», - заявил Назарбаев.
К идее строительства канала «Евразия» уже проявил интерес Азербайджан, а также ряд иностранных инвесторов в Казахстане, которые видят в этом проекте расширение экспортных маршрутов по транспортировке энергоресурсов.
Факты:
Канал «Евразия» должен существенно увеличить объем морских перевозок из Каспия в Средиземное море и позволит разгрузить действующий Волго-Донской канал, возможности которого далеко не безграничны. Стоимость строительства может составить, по очень разнящимся оценкам, от $1,5 млрд до160 млрд рублей, продолжительность строительства - 3-5 лет. Грузопропускная способность почти втрое превысит возможности Волго-Дона (около 13 млн тонн в год). «Евразия» на 1000 километров короче Волгодона (протяженность которого примерно 1,5 тыс. км), а шлюзов на нем будет в три раза меньше. Проектный маршрут: Каспийское море - реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч - Азовское море. Выход канала в Каспийское море произойдет на участке Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, а в Азовское море - на участке между портом Азов и Ейском. Новый путь позволит сократить доставку грузов между Европой и Азией с 1,5-2 месяцев до 10 дней. За счет сокращения сроков доставки грузов и снижения затрат на прохождение шлюзов можно экономить до 3,2 доллара в расчете на тонну перевозимого груза.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: