Наш 22-летний учёный!

Наш 22-летний учёный!

В стране и миреВ мире
Новокузнечанин стал кандидатом технических наук в 22 года

Недавно Никита Большаков защитил кандидатскую диссертацию. Для такого крупного промышленного центра, как Новокузнецк, событие, прямо скажем, обыкновенное. Защищались люди, слава богу, защищаются и будут защищаться. Если бы не одно обстоятельство: Никита стал кандидатом технических наук в 22 года, когда студенты только заканчивают вуз и, получив дипломы, облегченно вздыхают.
Особенно глубоко - те, кто изучал дисциплины "Теория механизмов и машин" и "Детали машин" (ТММ и ДМ), что на студенческом сленге звучит как "Тут Моя Могила и Друга Моего". В каждой шутке есть доля шутки, но механический - традиционно наиболее сложный факультет СибГИУ. Как бы до бакалавра добраться. А тут - все сразу, и диплом инженера, и ученая степень.
Научный руководитель дипломника и диссертанта, заведующий кафедрой теории механизмов и машин и основ конструирования, доктор технических наук Леонид Трофимович Дворников за 40 лет заведования был "крестным отцом" 48 кандидатов технических наук. Но, как он отмечает, обычно защищались аспиранты, после окончания аспирантуры и двух-трех лет работы над диссертацией.
Сегодняшний случай уникальный. К тому же не единственный. Два года назад точно так же защитил кандидатскую после защиты диплома Иван Жуков. Сейчас, в 24 года, он уже доцент и читает студентам циклы лекций. У Никиты Большакова похожий путь - он тоже получил предложение (и принял его) стать ассистентом на своей кафедре и с 1 сентября проводить практические занятия в группах. Немного позже ему дадут и небольшой лекционный курс.
- Это как раз те люди, которые в состоянии стать докторами наук в очень молодом возрасте, - оценивает перспективу Л.Т. Дворников. - Сейчас одна из крупных проблем в России - это преклонный возраст ученых. Иные кандидатами становятся в 50-60 лет, а уж докторами - и того позже. Необходимо влить новую кровь, воспитать молодых, энергичных, способных еще многое сделать докторов наук. И уже им искать и пестовать своих учеников.
Как это делает сам Леонид Трофимович. Понятно, что без его поддержки ничего не вышло бы.
Никита Большаков к своей теме шел с одиннадцатого класса, с подготовительных курсов, которые вел профессор Дворников. Занимались несколько одноклассников, но все ушли на другие специальности. Никита остался. И уже на первом курсе с помощью наставника запатентовал свое первое изобретение - кривошипно-шатунный механизм, выполненный в виде эксцентрикового диска. По этому направлению и работал дальше, развивая его и получив еще четыре патента, последний - за месяц до защиты кандидатской.
- Диссертация - это готовый труд, и ваши шатуны-ползуны могут заменить традиционные механизмы в автомобильных двигателях, гидравлических подъемниках и даже луноходах? - спрашиваю новенького, с иголочки, кандидата.
- Речь идет о теории - о расширении функциональных возможностей оборудования, - отвечает Никита, а его учитель поясняет:
- Мы решаем серьезные проблемы фундаментального свойства. Для нас физический эксперимент вторичен. Почему раньше диссертации создавались так долго? ВАК (высшая аттестационная комиссия) требовала обязательного внедрения результатов. Сейчас иначе. В диссертации должно присутст-вовать настоящее научное "зерно", без этого ученую степень не присвоят.
Никита и степень получил, и пять изобретений запатентовал, и 15 серьезных публикаций сделал, и все это - в пятилетний срок учебы в университете. И не сказать, что не спал-не ел. Нормальный, как он сам себя оценивает, человек. С железяками, правда, с детства возился, разбирал-собирал машинки и все, что под руку попадется. А теперь сбор-разбор больше идет виртуальный, с помощью компьютера. И еще - по долгу службы, потому что он подрабатывает все это время в Центральной лаборатории автоматизации и механизации НКМК в качестве конструктора. Друзья смеются: "Дорвался". А он надеется и дальше оставаться "в конструкторах":
- Чтобы наши теоретические исследования могли за короткое время внедряться в производство. Лаборатория занимается именно тем, чему нас учат пять лет. Это курсовые, дипломные работы, это "живое" обучение, опыт и для меня как будущего преподавателя, и для ребят.
Если говорить о прагматизме нынешних молодых спецов, то, конечно, расчет имеет место быть. Но в данном случае идет реальная оценка своих сил и возможностей. Так много сделав, можно, кажется, потребовать от жизни всего и сразу. Такого специалиста в любой частной фирме с руками оторвут. Но, как говорит вчерашний студент, надо иметь веские основания для финансовых запросов, а они появятся далеко не сразу. Наработать нужно. Да и начальные уровни на производстве, в частных фирмах и бюджетных организациях в общем сопоставимы. Но в университете ждет дело, к которому ты долго шел, и дальнейший "набор высоты". Понятно, что перевесит из нескольких вариантов.
И ученик, и учитель сознают неординарность ситуации. Такая возможность, когда один передает знания, а второй на лету ловит и использует их на все сто, встречается достаточно редко. Здесь у нас как раз тот самый счастливый случай.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1464 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: