Азбука абсурда

Азбука абсурда

В стране и миреВ мире
Министерство образования продолжает "допускать" безграмотные учебники. Ответственных не найти
"Что такое тело природы?" и "Какие органы выросли у человека за последнее время?" - на такие "занимательные" вопросы предлагают ответить в разделе "Домашнее задание" учебники для второго и третьего классов, прошедшие экспертизу и допущенные Минобрнауки РФ для школьного обучения.

Эти примеры были озвучены в Совете Федерации на парламентских слушаниях "Роль и задачи государства в создании эффективной системы контроля над качеством учебников". Вопрос, когда содержание учебной литературы и учебных пособий будет избавлено от лишней информации, массы фактических и грамматических ошибок, а материалы изложены человеческим языком, остался открытым. Также не прояснилось, кто конкретно отвечает за государственный контроль содержательного наполнения.


"Рекомендовано" и "Допущено"

По недавнему признанию министра науки и образования Андрея Фурсенко, "более 80% школьной литературы содержит фактические ошибки, не говоря уже о многочисленных нарушениях орфографических и грамматических правил русского языка". По сути, это масштаб национальной школьно-образовательной катастрофы.

- В СССР экспертизой занимались полторы тысячи независимых экспертов со всей страны, - рассказывает консультант по инновационным проектам научно-технического образовательного центра Андрей Леонидов. - Деятельность этих людей носила общественный характер, они не были объединены в какую-либо бюрократическую организацию, они не были даже юридически зарегистрированы. Система была открытой - ежегодно состав экспертов обновлялся почти на треть.

По словам Леонидова, сейчас система изменилась. С будущим учебником знакомятся ученые из соответствующей Академии наук. Они пишут рецензию. Затем рукопись отправляется в Российскую академию образования, где на содержание смотрят с точки зрения методики преподавания. Правда, есть большие сомнения, что учебники вычитывают сами академики. Скорее всего, это делают их студенты-аспиранты. Получив одобрение ученых, материал отправляется в издательство с присвоенным ему спецгрифом "Рекомендовано" или "Допущено". Поэтому найти инстанцию, в которой именно "недоглядели" за содержанием, довольно сложно.

В одном учебнике, причем переизданном, можно найти не только старые ошибки и ляпы, но и новые. Например, в "Физике" автора В.А. Касьянова за 10-й класс (М., "Дрофа", 2003) "время - это мера скорости", а "структура аморфных тел напоминает макароны". В пятом издании того же учебника, на странице 3, другое, поражающее своей образностью, определение: "Сама природа, подобно бесконечной рулетке, выбрасывает повторяющиеся события". Страница 70: "...перемещение звезд и планет по звездному куполу".

В том же 2003 году издательство "Дрофа" выпустило учебник "Естествознание" для 5-го класса средней школы авторов В.И. Сивоглазова и С.В. Суматохина. Издание впечатляет обложкой. Дизайнер "отзеркалил" изображение глобуса, проморгав, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Допущено Министерством образования РФ. Теперь этот глобус украшает 10 тысяч обложек.

- Удивительно, что до сих пор не существует определения, что такое пригодный учебник, - продолжает Леонидов. - Хотя чего проще было бы создать список критериев, по которым оценивается их качество, установить порядок апелляции в случае претензий издателей на некачественную работу экспертов и контролировать выполнение процедур. Но мы этого не имеем.

В декабре 2004 года был распущен Федеральный экспертный совет (ФЭС) по учебникам, и вопрос их качества "завис". В январе этого года были приняты два документа, призванные внести ясность в сложившуюся ситуацию. Первый - "Положение о порядке проведения экспертизы учебников". Второй с длинным путаным названием - "Административный регламент Минобрнауки РФ по исполнению государственной функции. "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию". (Пунктуация в названиях сохранена. - К. Р.)

По мнению специалистов, документы бестолковые и абсолютно бесполезные для проведения самой экспертизы.

- "Положение об экспертизе" сводится к двум основным пунктам, - пояснил "МН" глава ассоциации "Российский учебник" Борис Кузнецов, - 1) заказчик направляет в экспертную организацию заявление; 2) решение оной оформляется в виде заключения. "Административный регламент" - воплощенная мечта чиновника. В 69 (!) пунктах заключается руководство по оформлению принятия экспертных заключений и приказа об утверждении федеральных перечней учебников. Государству бумага обошлась 2,9 миллиона рублей! Если раньше существовала прозрачная общественно-государственная экспертиза, то сейчас появилась закрытая ведомственно-государственная, блюдущая свои интересы, своих экспертов и авторов...


Экспертиза на вменяемость

На парламентских слушаниях в СФ выступила глава столичного Департамента образования Любовь Кезина, зачитав некоторые сногсшибательные примеры "ходовых" и переизданных учебников и пособий. После чего от всей души предложила начать с экспертизы главного органа самих авторов - головы.

Особенное оживление в слушания внес отрывок, процитированный Любовью Петровной, из хрестоматии по литературе для 5-го класса общеобразовательных учебных заведений (часть I, издание 3-е, стереотипное. - М.: "Дрофа", 2001. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова, страница 50). В разделе "Сказки народов мира" опубликована одна из сказок из "Тысячи и одной ночи" - первое путешествие Синдбада-морехода.

Госпожа Курдюмова рекомендовала детям (10-11 лет) коллективно пересказать прочитанную сказку, а также в вопросах и заданиях к данному материалу предложено распределить роли. Отрывок из "сказки": "Каждый месяц с новой луной мы приводим чистокровных коней и привязываем на этом острове кобыл, ещё не крытых... И приходят жеребцы из морских коней на запах кобыл, и выходят на сушу, и осматриваются, но никого не видят, и тогда они вскакивают на кобыл и удовлетворяют свою нужду, и слезают с них... И я пожелал конюху блага и поблагодарил его за его милости и благодеяния, и когда мы так разговаривали, вдруг жеребец вышел из моря и закричал великим криком, и затем он вскочил на кобылу, а окончив своё дело с нею, он слез с неё..."

- Мое мнение, страна должна знать не только своих "героев", но и фамилию эксперта, который проводил экспертизу, - считает Любовь Кезина. - Им не мешало бы тоже ставить свой автограф рядом с грифом допуска. Следует вернуть апробацию учебников и определить почетный круг отвечающих за это лиц.

Список абсурда

В учебнике немецкого языка "Контакты" для 10-11 классов под авторством Г. Ворониной и В. Карелиной прописано: "Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу".

Учебник "Мы и окружающий мир" для 2-го класса начальной школы авторов Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова (Самара: "Учебная литература", 2003). Параграф "Россия - родина космонавтики" начинается словами: "4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую". Авторы отняли целый месяц из четырех, которые тогда обеспечили родине приоритет в космосе. И надо отметить, что это уже напечатано в третьем, "исправленном и дополненном", издании.

В одном из учебников по ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) автор советует в случае опасности хватать стол и наносить противнику "тычковые удары ножками стола" или "махать им вправо и влево, расчищая путь к выходу". В пособии по ОБЖ, рекомендованном Минобрнауки (И. Торопов. - М.: "Просвещение"), одну из глав о переходном возрасте открывают строки: "В это время жизнь обогащается новыми чувствами. Вы ощущаете, что определенные участки тела особенно чувствительны к прикосновениям. Такие участки называются эрогенными зонами. Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение".

Вот один из "советов" учебника по "Физической культуре" для 10-11 классов (В.И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - М.: "Просвещение", 2001): "Косметологи для улучшения внешнего вида ног советуют протирать волосяной покров голеней и бедер кисточкой или ватным тампоном".

И что-нибудь из "Букваря" (М.: "Просвещение", 1996), раздел "Шутки": "Шапка и шубка - вот и весь мишутка".

К сожалению, несмешно.


МНЕНИЕ

Ректор МГУ им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий:


- Талантливые люди могут провалиться при этой системе тестирования. Потому что человеческий мозг устроен по-разному. Один быстр, другой - рассуждает. Главный аргумент в пользу ЕГЭ был таков: мы искореним коррупцию в вузах. Но мне кажется, что мы получили коррупцию на другом уровне. Также может возникнуть неравенство регионов. Скажем, один регион добросовестно выполняет закон, и ребята получают объективную оценку - 50-60 баллов. Но, допустим, в деревне икс так не думают. И ребята из этой деревни получили 80 баллов. Они-то и пойдут в вуз. И наконец, что будет со школой? 10-11-е классы - это основа, когда школьник начинает понимать какую-то науку. А он в это время не учит новое. Он тренируется, чтобы сдать ЕГЭ. Результаты ЕГЭ при приеме в МГУ учитываться не будут, но указать их результаты будет предложено на добровольной основе, чтобы сравнить их с результатами испытаний. В прошлом году мы сделали такой анализ, и наш вывод был не в пользу ЕГЭ.
Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: