В последнее время скептически настроенные аналитики предрекают полный переход российского менеджмента под власть западных управленцев. По их мнению, выпускники российских учебных заведений, даже самых престижных, не могут устоять перед напором и хваткой заморских представителей. Более того, многие из них недостаточно профпригодны, и чтобы занять "приличное место", им необходимо доучиваться на различных курсах и тренингах.
В конце июня сотни вузов страны выпустили "в жизнь" тысячи талантливых молодых специалистов. Насколько остро для них стоит проблема трудоустройства по специальности и как учебные заведения помогают студентам найти "свое место", мы побеседовали с начальником отдела профориентации и трудоустройства МГУ Валерием Карезиным.
МН: В этом году МГУ выпустил 5000 студентов. Какой процент из них уже трудоустроен и насколько они востребованы на рынке труда?
Карезин: Процесс трудоустройства надо разделить на временное, постоянное, практику и стажировку. Наши студенты никогда не испытывали с этим проблем, интерес со стороны компаний-работодателей к ним большой.
Если говорить о выпускниках, то многие к этому моменту имеют солидный опыт работы. Зачастую этот опыт базируется на основе постоянного сотрудничества с будущими работодателями. По статистике 50% студентов, выходя из стен университета, точно представляют свой дальнейший путь и четко ориентированы на конкретного работодателя.
МН: А в чем проблема другой половины студентов?
Карезин: Главная беда молодых специалистов - это незнание обстановки на рынке труда и неумение себя преподнести на собеседовании и интервью, даже написать грамотное резюме.
МН: На какие личные качества в первую очередь обращает внимание работодатель?
Карезин: Важен настрой на достижение результата, ответственность, проявление инициативы, коммуникабельность, насколько соискатель соответствует требованиям по своей специальности. Но один из главных плюсов - задатки лидера. Кстати, практика показывает, что бывшие комсомольско-профсоюзные деятели во многом успешнее тех своих сверстников, которые преуспевали в учении, но не развивали в себе здоровые амбиции.
Процент "пассивной" молодежи подавляющий - 85%. Большинство из них не знают, чем будут заниматься после учебы. Это напрямую связано с проблемой, которая сейчас стоит перед Россией - отсутствие хороших менеджеров. Денежные средства есть, есть ресурсы, квалифицированная рабочая сила - нет менеджеров, которые смогли бы соединить все это вместе. Как говорят психологи, только 15% людей карьеристы в лучшем смысле этого слова.
МН: Так что же делать этим "пассивным процентам"?
Карезин: Наш отдел проводит мониторинг рынка труда и предоставляет студенту обширную информацию. Помогаем встретиться с потенциальными работодателями.
МН: Как организовывается подобная встреча?
Карезин: В течение года, четыре-пять раз, на базе МГУ проходит "Ярмарка вакансий". Последний раз в этом году она проходила в конце мая. В ней приняли участие 76 компаний-работодателей - коммерческие и государственные учреждения различных направлений деятельности, в том числе Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство природных ресурсов РФ. На ярмарку пришли более 3000 студентов, аспирантов и выпускников МГУ, а также других вузов России. Причем для большинства главная цель была именно поиск постоянной работы. Кроме этого, люди приходят на "Ярмарку вакансий", чтобы узнать больше о компаниях, которые приглянулись, и получить представление о современном рынке труда. В рамках мероприятия проходят семинары, тренинги, деловые игры, встречи с представителями бизнеса и структур госуправления. Здесь каждый желающий может овладеть азами искусства трудоустройства и построения карьеры.
МН: Подобный отдел профориентации существует только в МГУ?
Карезин: Такие структуры должны быть в каждом вузе. Но реально работающих в Москве не больше десятка.
МН: Как удается студенту совмещать и работу, и учебу. В уставе университета четко прописано, что прогулы караются отчислением, да и ректор Виктор Садовничий в этом вопросе непреклонен.
Карезин: Действительно, учебный план рассчитан на постоянное посещение занятий, но в нем заложена и учебная практика, которая проходит непосредственно на базе компании-работодателя, причем часто очень хорошо им оплачивается. Некоторые получают постоянную стипендию от своего будущего работодателя. Если речь идет о полевых факультетах: биологическом, географическом, геологическом, то студент с первого курса выезжает на полигон, где проходит его производственная практика. На гуманитарных факультетах сотрудничество идет в рамках выполнения курсовых и дипломных работ. Здесь контакт с будущим работодателем предлагает кафедра. Подобные связи имеют многолетний опыт, и студенты со средних курсов уже участвуют в различных проектах.
МН: Спрос на наших специалистов больше в российских или западных компаниях?
Карезин: В основном это смешанные компании. Все зависит от того, насколько ярко представлен менеджмент с той или иной стороны и чья доля капитала доминирует. Если это российская сторона, то студент ориентируется больше на отечественный менеджмент, если компания транснациональная с мировым брендом, то он уже смотрит на тот опыт работы, который уже внесен в эту корпорацию. Конечно, и требования возрастают. В частности - к знанию английского языка. В последнее время большой спрос на студентов научных факультетов, математический, физический, биологический. Сейчас компании активно набирают инженеров, специалистов по оборудованию, телекоммуникациям, оптике. Очень большой спрос на химиков, географов и геологов. Они в основном идут работать на компании, занимающиеся разработкой месторождений, добычей нефти и газа. То есть работа в топливно-энергетическом комплексе либо в его обслуживающих секторах.
МН: В каких сферах существует дефицит в молодых специалистах. И есть ли в России, как на Западе, центры карьеры?
Карезин: Когда был проведен мониторинг рынка труда молодых специалистов, стало ясно, что в России отсутствует единая система подсчета, методики оценки потребностей рынка труда в молодых специалистах. Оказалось, что в стране отсутствует единая концепция подготовки молодых специалистов, то есть вопрос, кого и сколько нужно выпускать, все еще остается не решенным. Трудно определить, где переизбыток, а где дефицит кадров. Сегодня мы начали разработку профессиональных стандартов для консультаций по развитию карьеры, которыми в значительной степени руководствуются подобные службы в зарубежных вузах. К сожалению, российские вузы находятся лишь в начале становления и успешного функционирования центра карьеры.
Досье МН
Профессиональные области, в которых студенты и выпускники планируют найти работу:
"Финансы, бухгалтерия, банки" 13%
"Маркетинг, реклама, PR" 12%
"Наука" 12%
"Информационные технологии" 11%
"Инженерно-технические специальности" 6%
"СМИ, издательство, полиграфия" 6%
"Государственная служба" 6%
"Педагогика" 5%
"Производство" 4%
"Туризм" 4%
"Транспорт и логистика" 4%
"Юриспруденция" 4%
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: