Путин призвал работать бесплатно

Путин призвал работать бесплатно

В стране и миреИстория
Идея социалистического соревнования родилась в «стране советов» в 1920- е годы, но со временем её оценили и «акулы капитализма»

15 марта 1929 года в газете «Правда», высшем печатном органе Коммунистической партии Советского Союза, появилась короткая заметка следующего содержания: «Договор о социалистическом соревновании обрубщиков алюминия трубного цеха завода «Красный выборжец». Мы, обрубщики по алюминию, вызываем на социалистическое соревнование по поднятию производительности труда и снижению себестоимости следующие разработки: чистоделов, обрубку красной меди, шабровку и разработку трамвайных дуг. Мы, со своей стороны, добровольно снижаем на 10 процентов расценки по обрубке и примем все меры для повышения производительности труда на 10 процентов. Мы вызываем вас принять наш вызов и заключить с нами договор. Обрубщики алюминия: Путин, Мокин, Оглоблин, Круглов».

Именно с этой «перчатки», брошенной бригадиром обрубщиков алюминия Михаилом Елисеевичем Путиным (1894-1969) чистоделам, обрубщикам меди и шабровщикам, в Советском Союзе началось тотальное социалистическое соревнование, вскоре охватившее все сферы производственной деятельности советских граждан. Естественно, почин Путина со товарищи исходил не снизу, не из народной гущи, где идея о более интенсивном труде за ту же самую зарплату зародиться никак не могла. Призыву рабочего Путина предшествовало появление в январе в «Правде» статьи Ленина «Как организовать соревнование?», написанной двенадцатью годами раньше, но опубликованной впервые.

Движение советских Гераклов

Это долго висевшее на сцене «ружье», согласно театральной традиции, выстрелило в нужный момент. Во-первых, после разрушительной гражданской войны советский народ восстановил народное хозяйство, и появились предпосылки для движения вперед. Во-вторых, это движение было уже запланировано и получило название «индустриализации страны». Поэтому руководство страны стремилось повысить производительность труда, не увеличивая при этом фонда заработной платы. Данный метод получил название «морального стимулирования трудящихся».

Именно этим критериям и удовлетворяло социалистическое соревнование. А в середине 1930-х годов оно переросло в стахановское движение, которое было ориентировано уже не на постепенное, пошаговое увеличение производительности, а на установление фантастических рекордов выработки. Стахановец уподоблялся античному герою, он, словно Геракл, совершал великие подвиги. В 1938 году для акцентирования «античных» корней движения было учреждено звание Герой Социалистического труда. На стахановское движение работала мощная идеологическая машина. Именно в этот период появился социалистический реализм, основной задачей которого было возвеличивание героев труда - существ абсолютно бесполых, нацеленных на перевыполнение плана любой ценой. Главнейшим жанром становится производственный роман: «Цемент», «Энергия», «Доменная печь», «Лесозавод», «Рельсы гудят», «Битва в пути», «Гидроцентраль»... Труд на благо общества в литературе, театре и кино изображается как самоценная категория, имеющая наивысший приоритет даже в сравнении с сексуальными потребностями человека. Точнее, их в произведениях на производственную тему вовсе не существует. В какой-то степени это справедливо, поскольку самозабвенный труд способствует сублимации такого рода потребностей.

В зависимости от достигнутых на производстве результатов осуществлялось моральное поощрение (или, как теперь принято говорить, мотивация) трудящихся. Просто хорошие работники награждались почетными грамотами. Следующей по степени значимости наградой были нагрудные знаки: Победитель социалистического соревнования, Ударник пятилетки, Ударник коммунистического труда. Бригады, цехи и предприятия получали групповую награду - переходящее красное знамя, которое вручалось на ограниченный период - на квартал или на год. Фотографии наиболее отличившихся работников помещали на «Доску почета». Ну, а «гераклам» вручали правительственные награды, наивысшей из которых была золотая звезда Героя Социалистического труда. При этом моральные поощрения зачастую подкреплялись и незначительными материальными в виде премий и бесплатных путевок в дома отдыха и санатории.

С 1929 до 1935 годы социалистическое соревнование, «инициированное» Путиным, было «анонимным». В прессе обсуждались достижения в той или иной отрасли, на том или ином предприятии, но имена «героев» практически не назывались. Собственно, их и не было. Но к середине 1930-х годов они стали необходимы - начиналась индустриализация. И тогда их начали рукотворно творить. Первым «сделали» Алексея Стаханова, который 31 августа 1935 года при помощи обычного отбойного молотка нарубил за смену 102 тонны угля, превысив тем самым норму в 14 раз! В этой героической истории присутствует интересный момент: на Стаханова во время установления рекорда трудились два «раба» (рабочие Борисенко и Щиголев), которые укрепляли своды выработки и имена которых официально не назывались. Вскоре на соседней шахте Никита Изотов нарубил 240 тонн, но сзади него шли уже пятеро крепильщиков. Данные рекорды были также спланированы на самом верху, поскольку они стали козырными картами на состоявшемся в ноябре Первом Всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев. Именно там Сталин заявил о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее».

Подавляющее большинство советских рабочих к таким подвигам относилось с большим неодобрением, поскольку это приводило к резкому увеличению норм выработки. При этом привилегированных условий, как для Стаханова и Изотова, никому не создавали. Каждый шахтер в одиночку и рубил уголь, и крепил своды, и поднимался на поверхность, чтобы заменить потухшую лампу на горящую. Сталин, выступая на съезде, заявил о противодействии стахановцам косной администрации. Однако не только она тщетно пыталась тормознуть героев, о чем с высокой трибуны поведал вождь: «Товарищ Молотов уже рассказывал вам о том, какие муки пришлось пережить товарищу Мусинскому, лесопильщику в Архангельске, когда он тайком от хозяйственной организации, тайком от контролеров вырабатывал новые, более высокие технические нормы. Судьба самого Стаханова была не лучшей, ибо ему приходилось обороняться при своем движении вперед не только от некоторых членов администрации, но и от некоторых рабочих, высмеивавших и травивших его за «новшества». Что касается Бусыгина (кузнеца - В.Т.), то известно, что он за свои «новшества» чуть было не поплатился потерей работы на заводе».

Следует отметить, что моральные поощрения ударников труда имели и неявно выраженную материальную составляющую. Рядовые передовики зачастую назначались на вышестоящие должности - бригадиров, начальников цехов, а то и руководителей предприятий, что отражалось и на зарплате, и на получаемых льготах. Что же касается «гераклов», то с ними происходили чудесные метаморфозы. В этом отношении показательна судьба Стаханова, который из деревенского парня в одночасье превратился в «советского дворянина». Сразу же после того, как он установил рекорд, его направили в Москву для учебы в Промакадемии. Вместе с юной женой его поселили в прекрасной квартире в Доме на набережной, дали два служебных автомобиля, выделили средства для строительства дачи. Так он в Москве и осел, занимая руководящие посты в Министерстве угольной промышленности, заседая в Верховном Cовете СССР и прочих представительных органах. Стаханова частенько приглашал на обед сам Сталин. А с сыном вождя, Василием, герой труда регулярно устраивал дебоши в «Национале». Правда, после того, как Стаханов в пьяной драке потерял партбилет, Сталин попросил передать ударнику, что ему придется, если не прекратит загулы, поменять фамилию на более скромную.

Из всего этого следует, что Стаханов (как все прочие суперзвезды труда) играл исключительно экспозиционно-идеологическую роль. Обладая громадным ростом и, по воспоминаниям современников, кулаками размером с детскую голову, он был физическим воплощением мифа. Стаханов, олицетворение «советской мечты», как бы приглашал всех желающих поймать удачу, стать, как и он, «советским дворянином». Стань, как ткачихи Виноградовы, как трактористка Паша Ангелина, как машинист Кривонос!..

Однако все проходит. Такого рода высокоэффективное моральное стимулирование было неотделимо от всех прочих институтов тоталитарного общества. Начиная с 1960-х годов механизмы социалистического соревнования начали пробуксовывать, а в 1970-е это явление превратилось в совершенно бессмысленный ритуал. Составление ежеквартальных социалистических обязательств стало обязательным для каждого работника и представляло собой переписывание должностных обязанностей в специальный «соревновательный» журнал. Грамоты, значки и знамена по-прежнему выдавались, но они уже были абсолютно обесцененными.

Запад перенимает советский опыт

Можно предположить, что социалистическое соревнование с присущим ему методом морального поощрения передовиков сохранилось лишь в таких экзотических государствах, как Северная Корея и Куба. Однако мы с удивлением обнаруживаем, что в последнее время некоторые элементы этого дискредитированного в России явления начинают появляться и на Западе, и в экономически развитых странах Востока.

Так, например, в Walt Disney Company существует некое подобие «доски почета» - на центральной аллее парка Disneyland установлены стенды с фотографиями наиболее отличившихся сотрудников, краткими биографиями и перечислением их заслуг. А Southwest Airlines оборудовала аэробус под «летучую галерею славы» - внутри салона самолета увековечены имена самых ценных работников. Множество фирм используют такую практику, пусть и в более тривиальном виде - о «передовиках» печатают хвалебные материалы в корпоративных СМИ, их фотографии развешивают на видных местах.

Весьма популярно награждение сотрудников «за долгую (более 5 лет) и безупречную работу» какими-либо сувенирами, например, ручками с золотым пером, с выгравированными на них именами бенефициантов. Хотя американцы с удовольствием принимают и менее дорогие подарки, поскольку тут главное не цена, а оценка твоей работы и, как следствие, оценка твоих личных качеств. Примерно то же самое происходит и в странах Западной Европы.

Естественно, такая мотивация возможна лишь на фоне нормальной оплаты труда. Человек, еле сводящий концы с концами, пожалуй, оскорбился бы, когда ему вместо обеспечивающих достойную жизнь дензнаков вручают безделушку с золотым пером, а то и вовсе статуэтку.

Что касается Японии, то здесь «капиталистическое соревнование» приобрело большую популярность, прежде всего, в компаниях, занимающихся высокими технологиями. И на таких гигантах, как Sony, Sharp, и в честолюбивых фирмах, рвущихся к вершинам финансового успеха, сплошь и рядом можно наблюдать фрагменты нашего советского прошлого. В цехах и лабораториях на стендах развешаны фотографии лучших изобретателей и рационализаторов. Повсеместно расклеены плакаты с призывами повышать производительность труда, экономить материалы и электроэнергию. Есть неукоснительно соблюдаемые графики проведения собраний по обмену передовым опытом.

И это не ритуальные агитационные материалы: все изобретения и рационализаторские предложения, способные сэкономить хоть одну иену, неукоснительно внедряются в производство. Так, например, в производящей копировальную технику компании Ricoh, занимающей по стране четвертое место по масштабам инновационной деятельности, ежегодно регистрируется свыше семи тысяч патентов. И в этом тотальном процессе принимают участие не только инженеры, но и рабочие. Причем изобретатели получают за свой вклад лишь моральные поощрения.

Конечно, Япония - особая страна, где люди работают на «родной» фирме, что называется, пожизненно. В связи с чем они заинтересованы в ее финансовом процветании, ведь оно неизбежно сказывается и на их благосостоянии. Но какой смысл американцам и европейцам столь трепетно относиться к моральной составляющей вознаграждения за самоотверженный труд?

Ответ на этот вопрос можно найти в написанной пятнадцать лет назад книге американского футуролога Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama) «Конец истории и последний человек», которая стала евангелием неолиберализма. Рассматривая самые разнообразные мотивы, заставляющие человека трудиться, Фукуяма приходит к неутешительному для стран третьего мира (и совершенно неполиткорректному) выводу: с большей отдачей люди работают в странах, связанных общностью либерально ориентированных культур. А эта общность была сформирована благодаря обостренному чувству справедливости, стремлению к самопожертвованию и проявлению доблести, храбрости и благородству, то есть тем качествам, которые объединяет такой термин, как тимос.

Следовательно, для человека с высоким тимосом одним из главнейших побудительных мотивов является жажда самоутверждения на каком-либо поприще (в политике, на поле брани, в бизнесе, в науке, и вообще - в труде) и внушения уважения к себе. Ну, и коль Фукуяма заявил, что такие люди проживают преимущественно в США, Западной Европе и Японии, то, значит, моральные стимулы для них весьма важны. Значит, их вполне можно спровоцировать на трудовое соревнование. И эта новая стратегия западных работодателей проистекает не столько от желания платить поменьше, а получать отдачу побольше, сколько от стремления использовать дополнительный рычаг повышения производительности труда. И пусть он не столь и мощный, как утверждает теоретик Фукуяма, но почему бы его не попробовать, коль для этого не требуется серьезных финансовых затрат? Так легко повысить передовику настроение, повесив на стене его фотографию. Ведь это вызывает уважение коллег и способно пробудить заинтересованность у некоторых представительниц прекрасного пола.






Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире