Поверх барьеров

Поверх барьеров

В стране и миреВ мире
Заседание Совета по делам инвалидов при председателе Совета федерации, на котором обсуждалась социальная адаптация инвалидов в сфере образования, прошло во вторник. Открывая заседание, председатель СФ Сергей Миронов отметил, что в России уже все готово для ратификации конвенции ООН о правах инвалидов, к которой уже присоединилось 81 государство и Европейская комиссия. В сфере образования важнейшей проблемой Миронов назвал нехватку профессиональных образовательных учреждений, доступных инвалидам, и добавил, что в некоторых регионах их нет вообще.

Кроме того, в ряде субъектов федерации отсутствует законодательная база в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, что прямо нарушает их конституционные права. Если ратификация конвенции ООН о правах инвалидов произойдет, то в жизни 12 млн российских инвалидов начнется революция - государство отныне будет обязано обеспечить им равные со всеми права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества, права на доступ к правосудию и личную неприкосновенность, на свободу от эксплуатации и злоупотреблений.

Несмотря на то что федеральное законодательство в отношении инвалидов в России приближается к европейскому уровню, большинство инвалидов не ощущают его действия на себе. Элементарные пандусы для колясочников можно найти только в отдельных новостройках крупных городов, а до села прогрессивные законы просто не доходят. А, скажем, о знаках, выполненных азбукой Брайля в общественных местах, введение которых предусмотрено конвенцией ООН, можно только мечтать. Общественный транспорт даже в Москве, как известно, до сих пор не приспособлен для людей с ограниченными возможностями.

Законодательный евроремонт

Конвенция ООН в основном направлена не на точечную физическую помощь инвалидам, а шире - на "обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства».

Председатель Союза инвалидов России Михаил Суздальцев надеется на скорую ратификацию конвенции. «Хуже точно не будет. Конечно, нельзя сказать, что везде все хорошо, все зависит от отношения местных властей к инвалидам, - заявил он корреспонденту «Газеты». - Принятие конвенции в первую очередь даст толчок работе общественных организаций. Для нас это будет отличным стимулом».

Безработное пространство

На заседании совета по делам инвалидов много говорили о необходимости создания безбарьерного пространства для инвалидов. Под этим понятием в первую очередь подразумевается равный доступ всех людей к информации. В своих рекомендациях по итогам заседания совет предложил создать специальный телеканал для инвалидов, однако до сих пор даже не все информационные передачи идут с субтитрами или сурдопереводом, что уж говорить о дистанционном образовании через интернет для детей-инвалидов, которые не могут добраться до школы. Кроме того, члены совета рекомендовали Федеральному собранию ускорить рассмотрение законопроекта, предусматривающего обеспечение инвалидов, имеющих медицинские показания, транспортными средствами и в кратчайшие сроки доработать ко второму чтению изменения в закон "О социальной защите инвалидов" в части квотирования рабочих мест.

По подсчетам Пенсионного фонда, в России 12,4 млн инвалидов, из них 575 тысяч - дети. Однако есть еще огромное число людей с отклонениями в развитии, которые не считаются инвалидами, но тоже нуждаются в особых условиях обучения. В итоге 2,2 млн детей с отклонениями в развитии не могут получать качественное образование и фактически обречены всю оставшуюся жизнь существовать на государственную пенсию, потому что не смогут получить профессиональное образование и найти работу. Как показывает зарубежный опыт, введение квот по найму работников-инвалидов, штрафных санкций и налоговых льгот для предприятий неэффективно. А своего пути решения этой проблемы мы пока не нашли. Конечно, по статистике, 60% инвалидов, получивших высшее образование, идут работать по специальности, но другой вопрос - что до вузов доходят единицы. Пока в стране можно по пальцам перечесть университеты, которые разрабатывают специальные программы для инвалидов, а число таких учащихся редко переваливает за 300 человек на один вуз.

Ограниченное образование

По данным Министерства образования и науки, сейчас в России есть всего 42 профтехучилища для инвалидов. Гораздо лучше дело обстоит с дошкольными (ДОУ) и коррекционными образовательными учреждениями. В 10,5 тысячи ДОУ сейчас учится 457,6 тысячи детей инвалидов, в 1,9 тысячи коррекционных школ - 224 тысячи человек. Однако за последние 15 лет число официально поставленных на учет умственно отсталых детей выросло в четыре раза, а с задержкой в развитии - в три. Естественно, мест в коррекционных классах не хватает.

В своем докладе на заседании совета по делам инвалидов статс-секретарь - замминистра образования Юрий Сентюрин отметил, что нормы наполняемости коррекционных классов зачастую превышаются из-за нехватки квалифицированных специалистов. В большинстве таких школ не хватает книг, одежды, много лет не делали капремонт. Однако до сих пор никто не может подсчитать, сколько в среднем нужно бюджетных денег на воспитание ребенка-инвалида.

Члены совета считают, что правительство должно включить в национальный проект «Образование» отдельную статью по обучению детей с ограниченными возможностями. Дума четвертого созыва успела принять закон, устанавливающий государственные образовательные стандарты нового поколения, где предусмотрены специальные программы для инвалидов. А в недрах Министерства образования уже готовят особые ЕГЭ для инвалидов и специальные правила аттестации детей с ограниченными возможностями.

Член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина считает, что ратификация конвенции ООН заставит государство обеспечить действительно равные права для обычных детей и инвалидов. Что касается образования, то для детей с ограниченными возможностями должны быть созданы не только особые по содержанию образовательные программы, но и условия для обучения и проведения итоговой аттестации.

«Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата сложно пройти в обычную школу, где проводят ЕГЭ, подняться на третий этаж и вместе со всеми сдавать, - заявила Духанина в интервью «Газете». - Согласно градостроительной норме любое образовательное учреждение, которое строится на территории России, на этапе проектирования должно быть оборудовано пандусами, лифтами для инвалидов, но тем не менее так никто не строит».

Минобрнауки в свою очередь собирается увеличить время проведения ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями, разрешит ассистенту присутствовать на экзамене и напечатает бланки особыми шрифтами.

Кроме того, как объявил Сентюрин, вчера правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает приоритетное поступление в вуз для всех призеров Параолимпийских игр. Раньше такой привилегией пользовались только победители-олимпийцы. Однако участники заседания не ограничились приятным для параолимпийцев сообщением. Юрий Сентюрин объявил, что правительство еще решило ввести штрафные санкции для чиновников, нарушающих закон об образовании, в частности, чиновников, ущемляющих права инвалидов на доступное образование. Он заявил, что проект соответствующих поправок в КоАП правительство направило вчера в Госдуму.

Легко ли детям с ограниченными возможностями учиться в российской школе?

Виктор Садовничий, академик РАН, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:

Думаю, для того, чтобы поддержать ребят с ограниченными возможностями, нам еще надо пройти определенный путь. В этом нуждаются как школы, так и вузы. У нас далеко не везде есть удобные съезды, площадки, парты и даже методики. Хотя нельзя сказать, что у нас это совсем запущено - есть и прекрасные школы, и сильные центры. И тем не менее сделать нужно еще очень многое, чтобы создать соответствующие условия.

Сдвиги в решении этой проблемы, безусловно, есть, и, например, в нашем университете для ребят с ограниченными возможностями нет никаких ограничений. Но, учитывая, что сейчас у нас очень много студентов, а разброс зданий большой, сделать, конечно, предстоит многое.

Михаил Мень, губернатор Ивановской области:

По-моему, таким детям непросто. Нам нужно менять психологию целого поколения в отношении к людям с ограниченными возможностями. И работа должна быть планомерной, причем не только государства, но и общества в целом.

Думаю, такая проблема существует не только у нас в стране, и тем не менее, скажем, во многих европейских странах налицо фактор постоянного и максимального вовлечения людей с ограниченными физическими возможностями в жизнь и общества, и государства.

Здесь как лакмусовую бумажку можно рассматривать параолимпийское движение. У нас этим серьезно начали заниматься несколько лет назад, и, безусловно, результат колоссальный. Как только повысилось внимание к нашим спортсменам-параолимпийцам (причем на уровне вплоть до президента страны, когда он стал с ними встречаться), то все это и дало такой эффект.

Федор Хитрук, режиссер, художник-мультипликатор, народный артист СССР:

Сейчас на телевидении в качестве внешкольного воспитания стали появляться сильные передачи, и видно, что люди отдают труд, время и деньги на воспитание и поддержку детей с ограниченными возможностями. И все равно это - капля в море, и какие-то победы здесь праздновать рано.

Государству наряду с самыми крупными планами нужно поставить задачу постоянной поддержки жизни и воспитания таких детей. Чтобы это было отдельным пунктом в программе, причем не как благотворительность (хотя есть миллионеры, дающие на это деньги), а именно как госзадача.

Елена Малышева, ведущая телепрограммы «Здоровье»:

А что, вы видели в нашей обычной школе хотя бы одного ребенка в инвалидной коляске? У нас даже тех детей, которые больны сахарным диабетом, пытаются оттуда выгнать, а дети с ограниченными возможностями в обычных школах России вообще не учатся - для них создаются специальные школы.

А я как раз являюсь сторонником того, чтобы они учились в обычных. У детей-диабетиков, например, вообще нет никаких ограничений, а инсулин они сами себе вводят. Недавно я была на мероприятии, где рассказывалось об опыте работы с детьми, которых у нас, к сожалению, называют, инвалидами. Кстати, хотя у них есть ограничения, скажем, в движении, но они очень часто совсем даже и не инвалиды, а потрясающие интеллектуалы. Так вот их поместили в обычную школу, и родители "обычных и здоровых" подняли скандал. Но учителя не дрогнули и оставили их в классах. И оказалось, что детям с ограниченными возможностями так помогают и с ними так дружат наши здоровые дети, что это принесло пользу не только тем ребятам, которым нужна помощь, но и здоровым ученикам. Ведь они с детских лет смогут научиться быть просто нормальными людьми!

Никто не знает, как сложится его судьба, и ограниченные возможности могут случиться в жизни каждого. А я являюсь ярым сторонником того, чтобы дети, которые больны, скажем, ДЦП или имеют какие-то нарушения опорно-двигательной системы, учились в нормальных школах.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1467 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире