Школьная Антанта

Школьная Антанта

В стране и миреВ мире
Основой для обучения ребенка станет трехстороннее соглашение между родителями, школой и муниципальными органами власти.

Родителей первоклассников ждет сюрприз. С 1 сентября 2008 года они смогут вчинять школам судебные иски за некачественное обучение детей сразу в 14 регионах России – тех, что отобраны для апробации образовательного стандарта нового поколения для первых классов. С широкомасштабным же введением новых стандартов 1 сентября 2010 года это право получат все, обещает РИА «Новости» со ссылкой на главу группы разработчиков, гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова.

Дополнительную возможность пожаловаться на школу в суд родителям даст новшество – трехсторонний договор об обязательствах и гарантиях в сфере образования, заключаемый при поступлении в школу семьей, образовательным учреждением и муниципальными органами власти. Полигоном для его испытания для начала станут Калининградская, Ленинградская, Московская, Ярославская, Ростовская, Оренбургская, Челябинская, Омская и Новосибирская области, Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Якутия, Татарстан и Дагестан. Затем накопленный опыт расширится на остальные территории.

Семья, по замыслу авторов идеи, будет отвечать за то, «чтобы ребенок соблюдал нормы и правила поведения, установленные в школе», а кроме того создаст «ему условия для выполнения домашнего задания, внеклассной и внеучебной работы». Школа «должна быть готова обеспечить высокое качество образования, горячее питание, широкий выбор кружковой и внеклассной работы». А муниципалитет «будет гарантировать, что школа получит необходимое финансирование и обеспечит образование, определяемое федеральным стандартом». На него же возлагается ответственность за то, чтобы «процедура аттестации и лицензирования учебного заведения проводилась адекватно».

Гарантией выполнения этих обязательств, по мнению Кондакова, станет сам трехсторонний договор: «Это защита и семьи, и школы одновременно. В ситуации, когда подобного документа нет, семья нередко занимает позицию, что в школе все плохо. Позиция школы – виноваты плохие ученики. Бывают случаи, когда муниципалитет незаслуженно увольняет директора». Теперь же, считает он, «каждый родитель сможет обратиться в арбитражный суд и потребовать выполнения договора», а уж тот решит, «либо родитель клевещет на школу, либо школа не выполнила возложенные на нее законом обязательства».

«В результате мы получим взаимную ответственность трех сторон за реализацию образовательных стандартов второго поколения. Это, – по словам Кондакова, – поможет выяснить, насколько высока квалификация учителей и материально-техническая база школы, выполняются ли полностью требования стандартов в регионах», а кроме того посодействует формированию гражданской позиции ребенка, осознавшего, «что его деятельность в школе становится предметом ответственности его семьи».

Между тем юристы сильно сомневаются, что попытка связать участников образовательного процесса особым договором улучшит качество образования. Ответственность сторон, по их словам, и без того закреплена российскими законами, а договор не только не содержит механизма ее исполнения, но вносит в дело дополнительную сумятицу.

Муниципалитет, например, «не может контролировать качество образования, равно как и финансировать его. Контрольная функция принадлежит Рособрнадзору, а в муниципалитете нет специалистов, способных дать квалифицированное заключение о том, соответствует ли образование стандартам. Финансированием же занимается учредитель (в Москве, например, это Департамент образования), а если в малых городах эту роль и играет муниципальное объединение, то дополнительных средств у него все равно нет», – заявила «МК» юрисконсульт управления образованием Южного административного округа Москвы Татьяна Глашкина.

Не верит юрисконсульт и в обретение правды в суде. «Процесс в арбитражном суде – дело дорогостоящее, долгое и трудное, особенно если в процессе сразу три участника – родители, школа и муниципалитет. Это – дело профессионалов, а потому школе с родителями решить там свои спорные моменты не удастся. Получается, что это договор  ни о чем – лишний документ», – считает она.

Не видят большой пользы от заключения трехстороннего договора и правозащитники. «Допустим, арбитражный суд выносит вердикт, что условия обучения в школе не соответствуют требованиям стандарта. Школа говорит, что у нее нет средств, а муниципалитету тоже не под силу дополнительное финансирование. И что дальше? Каковы механизмы воздействия?» – заявила «МК» руководитель проекта по учреждению в Москве института школьных омбудсменов Ляля Неповиннова.

Действительно, даже по официальным данным, в современных условиях учатся сегодня менее трети российских школьников, а только что их было всего 15%. Даже к 2010 году создать достойные условия обучения планируется всего для 70% российских детей, признал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. И если 30% остальных подадут иски, судебная система будет парализована.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина Лемуткина
МК

всего: 1522 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире