Для того, чтобы понять это, нужно знать, как живут сегодня образовательные учреждения. О том, что с ними было в уже упомянутые 90-е годы, помнят все. А вот после 2000 года ситуация начала меняться. Динамику этих изменений озвучила в рамках пресс-конференции "Перспективы развития рынка образовательных услуг в России: что предложат лучшие вузы, что выберут лучшие абитуриенты" доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента ГУ ВШЭ Надежда Титова. Прежде всего, лидирующие позиции учебного заведения определяются четырьмя факторами: ростом масштабов (специализации, объем преподавательского штата, количество студентов), финансовым положением, ресурсным обеспечением образовательного процесса, масштабами непрофильной деятельности. Исходя из этого, она прокомментировала результаты исследований, проведенных в разное время.
Так, в 1999 году положение всех вузов, включенных в исследование, было однозначно тяжелым. В то время оно зависело как от исходного уровня благосостояния и имиджа (МВТУ им. Баумана жилось лучше, чем рядовому пединституту), а также от региональной принадлежности. Масштабы непрофильной деятельности в целом тогда были велики, то есть сдачей в аренду помещений пробавлялись практически все. Оказалось, что самостоятельно не то что развиваться, а просто выживать учебные заведения фактически неспособны.
В 2000 году существенно выросло государственное финансирование высшего образования. И это не замедлило сказаться на положении дел, но, как ни парадоксально, прежде всего - в отрицательном аспекте. Снизилось число вузов-лидеров (с 29 до 23-х), выросло количество студентов-двоечников. Но успех уже обеспечивали не только имидж и месторасположение, но и профиль учебного заведения. Так, увеличилась популярность "модных" на тот момент юридических и экономических вузов, в то время как инженерные и классические утратили позиции. Впервые особое значение при выборе студентов начала приобретать успешность отрасли, то есть они начали задумываться: какие перспективы им "светят" после окончания учебы?
2005 год обозначен для образовательной сферы не просто резким увеличением госассигнований и, соответственно, числа вузов-лидеров, но и снижением количества неуспевающих студентов. Их место заняли троечники - те, что кое-как сдают сессии, тратя все время и силы на подработку. Понять студентов можно: прожить на стипендию сегодня может лишь отшельник, питающийся акридами, а на помощь родителей рассчитывают не все. Но это, увы, не идет на пользу качеству образования. На рынке высшего профобразования растет конкуренция, и к вузам-лидерам отныне принадлежат не только столичные, но и региональные. Кстати, лидеров в Санкт-Петербурге оказалось больше, чем в Москве, но там ниже конкуренция, а учебных мест априори мало. Еще одна тенденция времени - появление региональных кластеров, где все вузы развиваются равномерно плохо. Причина в их избыточном количестве и в том, что на борьбу за студента уходят все силы. На учебный процесс их как-то не остается.
Что обеспечивает успех современного высшего учебного заведения? По мнению Н.Титовой, это, прежде всего, профиль деятельности и место расположения. Многое зависит и от собственной активности. Современные вузы, успешно использующие стратегии управления, ориентирующиеся на лучшие образцы, совмещающие образовательный процесс и трудоустройство в лучших компаниях, - популярны и востребованы. Да, значительному числу вузов удается держаться на первых позициях за счет внешних факторов. Но это означает, что государство, уделяя лидерам особое внимание, должно требовать от них делиться ноу-хау с конкурентами, дабы те тоже смогли улучшить положение дел.
Тем более, что скоро российские вузы ждет очередная "революция" - всеобщих переход на обязательную двухуровневую систему образования. Законодательное обеспечение этого было разработано и принято в конце 2007 года, и сейчас есть около двух лет на переходный процесс. Необходимо разрабатывать новые программы и требования. А также переоформлять лицензии, получать свидетельства о госаккредитации образовательных программ по новым направлениям, отмечает заместитель начальника отдела учреждений высшего профессионального образования и вузовской науки Управления и реализации приоритетного национального проекта "Образование" Федерального агентства по образованию Елена Попова. До 1 сентября 2009 года вузы еще могут принимать студентов на обучение по старым программам, но набор-2010 будет вестись уже по-новому. Впрочем, всем, кто поступал по сегодняшним стандартам, будет дана возможность доучиться. Абитуриентам-2010 нужно будет помнить, что с 2009 года система Единого госэкзамена вступает в действие в полном объеме, однако ряд вузов имеет право устанавливать дополнительные творческие или профессиональные испытания.
Как отмечает директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко, из-за ожидающегося в 2008-2009 годах снижения доли госфинансирования, осуществить этот переход будет непросто. Те вузы, в которых не будет достаточного числа бакалавров и магистров, не могут рассчитывать на существенный рост зарплаты преподавательского состава. К чему это приведет, объяснять не надо.
Между тем спрос на образовательные услуги, в первую очередь, платные, растет поистине гигантскими темпами. Начавшееся в 90-е годы разгосударствление образовательной системы привело к тому, что сегодня в России действует 60% государственных вузов и 40% негосударственных. Что касается филиалов вузов, то в 81% случаев они государственные, оставшиеся 19% принадлежат частным учебным заведениям. Переход на платное образование привел к тому, что в настоящее время из 7,5 млн студентов 4 млн учатся за деньги. Из них на долю "платников" в государственных вузах приходится 3 млн, оставшиеся платят в казну частников. Начиная с 2000-х годов число поступивших в вузы выше, чем число закончивших школу. Сейчас разница составляет порядка 350 тыс. человек в год. Это объясняется тем, что все чаще выпускники учебных заведений начального и среднего профобразования идут продолжать учебу в вузы. Сделать это намерены соответственно 53% и 78% выпускников. Параллельно растет количество студентов-заочников. Сегодня на заочных отделениях обучается почти половина всех студентов. При этом количество тех, кто платит за учебу, среди них выше, чем среди очников. Все это говорит о том, что в России сформировался рынок массового дешевого высшего образования, резюмирует Т.Клячко. Средняя плата за год обучения составляет 36 тыс. руб., и инвестировать такие деньги в образование по силам большинству работающих. Если, конечно, есть желание, а оно, как мы уже поняли, есть.
Остается ждать, когда вузы поймут, что необходимо перестраиваться для того, чтобы готовить удовлетворяющие современным требованиям кадры. О кадровом голоде, несмотря на почти повальное увлечение высшим образованием, неоднократно говорилось с самых высоких трибун. Неудивительно, что условием приема на работу становятся не наличие образования, а стаж работы по специальности. Но говорить о том, какой вуз выбрать, чтобы получить востребованное на рынке образование, в рамках этой статьи смысла не имеет. Эта тема заслуживает отдельного и серьезного разговора, который непременно состоится.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: