Заставь налетчика попотеть. Что делать, чтобы машину не угнали

Заставь налетчика попотеть. Что делать, чтобы машину не угнали

В стране и миреПроисшествия
Угоны автомобилей - настоящий бич водителей.
Купив машину, лишь самые стойкие могут по-прежнему безмятежно спать ночью. "А вдруг уведут?" - тревожатся остальные. Некоторые по первости по нескольку раз за ночь выбегают взглянуть, как там "ласточка", другие тратятся на хитроумные охранные системы, третьи банально привязывают авто к столбу. Несмотря на все эти ухищрения, угоняют все, всегда и везде. Гарантией не могут служить ни спутниковая сигнализация, ни охраняемая стоянка, ни личный гараж. Поэтому можно попытаться лишь минимизировать риск угона. И на всякий случай застраховать машину, чтобы, если что, получить со страховщиков хотя бы часть денег.

Итак, кто является лидером по числу угонов? Разумеется, крупные города - здесь и автопарк больше, и народ не столь бдительный. В маленьких населенных пунктах, где все друг друга знают и каждый чужак на виду, угнать понравившуюся машину не так-то просто.

Что угоняют? Времена, когда глаз преступников падал лишь на марки премиум-класса (BMW, Audi, Lexus), а владельцы менее престижных авто могли не волноваться, канули в Лету. Сегодня, по данным правоохранительных органов, в фаворе у угонщиков продукция АвтоВАЗа, причем желательно поновее. Как заявил на вчерашнем заседании Мосгордумы начальник отдела организации розыска транспортных средств ГИБДД Москвы Дмитрий Сенокосов, среди угнанных машин 30% составляют изделия тольяттинцев. Как правило, это модели 2112, 1214, 2115. По словам начальника отдела ГУВД Москвы Ивана Горбунова, это связано с тем, что "Лады" проще легализовать - достаточно перебить номера. Лезть в компьютерный блок, которого на этих машинах в принципе нет, не нужно. Добавим, что и угнать эти машины проще - противоугонная защита "от производителя" минимальна, если только хозяин не поставил кучу навороченных "сигналок".

Но в связи с тем, что иномарок в нашем автопарке становится все больше, преступники постепенно переключаются и на них. До 2003 года количество угнанных ВАЗов составляло 50-60%, но теперь оно из года в год сокращается. Тут рискуют ко всему привычные владельцы дорогих и престижных авто. Очередь на них в регионах растягивается на месяцы, а конвейер по "обелению" краденного давно отлажен. Особенно популярны новенькие Lexus и Cayenne в южных республиках. Пользуются спросом и иномарки до 2005 года - те идут в основном на запчасти. Что касается конкретных марок, то лидируют по абсолютному числу угонов Toyota (Camry и Avensis), Volkswagen и Mazda. Марки премиум-сегмента угоняют не менее часто, просто в числовом соотношении их на улицах меньше.

Также спросом у угонщиков пользуется большегрузный транспорт, строительная техника, тракторы. Видимо, это связано с масштабным ростом строительства - мало кому придет в голову рыскать по стройплощадкам в поисках пропавшего в соседнем регионе крана. И на легковушки-то времени не хватает.

Всего из почти 6 тыс. угнанных в Москве с начала 2008 года машин было найдено две с небольшим тысячи.

Кстати, для сравнения небезынтересна будет статистика угонов на востоке страны, где все поголовно ездят на праворульных "японках". В УВД Приморского края сообщают, что по количеству зарегистрированных краж и угонов автомобилей регион занимает второе место в стране. Лидеры по угоняемости - все та же Toyota, затем Nissan, Honda, Mazda. Что касается моделей, то абсолютное лидерство здесь у Honda Fit - праворульного аналога Honda Jazz. C начала 2008 года здесь угнали уже 35 Fit. Машина эта чрезвычайно популярна в Приморье и легко дается в руки даже угонщикам-новичкам. Вдобавок, запчасти на нее дороги, а, значит, рынок сбыта фактически безграничен. В общем, чем марка востребованнее, чем лучше она продается, тем, соответственно, чаще угоняется. Выход один - покупать менее популярную машину, но тут уж каждый решает, что ему дороже - престиж или спокойный сон.

Еще один болезненный для автомобилистов вопрос: где риск угона выше? Многие считают, что, бросив машину на ночь под окном, они уж точно не найдут ее утром на прежнем месте. Но это не так. Из жилых дворов угоняют сравнительно редко, во всяком случае, реже, чем можно было бы ожидать. Не так сильно рискуют и офисные работники, на целый день кидающие машину возле места работы. С одной стороны, действительно можно предугадать, во сколько владелец вернется к авто. Но с другой - действия угонщика могут отследить коллеги жертвы, да и в центре города средь бела дня "курочить" машину как-то не с руки. Зато, по данным участников обсуждения в Мосгордуме, по-прежнему массовыми местами угона автомобилей являются парковки возле крупных торговых центров. В среднем оттуда угоняют по две-три машины в неделю. Сомнительными рекордсменами являются гипермаркеты "Мега" в Химках и на Профсоюзной. Дело в том, что парковки у этих молов неохраняемые, и выездов из них несколько. Так что преступник может подкараулить, когда владелец пойдет за покупками, и спокойно "увести" авто. Д.Сенокосов отмечает, что охранники на парковках возле крупных торговых центров не имеют права досматривать автомобили, что еще более увеличивает риск угона.

Сделать с этим практически ничего невозможно, разве что перевести стоянки в охраняемый режим, сократить выезды до одного и повсюду развесить видеокамеры. В тех ТЦ, что пошли на столь затратные и хлопотные меры, количество угонов существенно ниже. Иначе остается лишь надеяться на удачу.

Подстраховаться можно, установив на машину спутниковую сигнализацию. По данным, озвученным на обсуждении, в 2007 году было угнано 11,5 тыс. машин, из которых на долю оборудованных такими "сигналками" пришлось лишь 128. Ставят их, как правило, на дорогие и угоняемые машины, а, значит, без этого жертв было бы больше. Рынок охранных систем сегодня велик и разнообразен, и выбрать то, что нужно, легко. Профессионалы советуют не ограничиваться штатной сигнализацией и установить еще одну. Однако они же предупреждают, что нет ни одной системы, которую нельзя было бы отключить. Были случаи, когда сигнализацию виртуозно вырезали и оставляли в гараже в работающем состоянии. Получалось, что машина виртуально на месте, а реально - нет. Существуют и разные типы блокировки - руля, коробки передач и т.п. Но опять-таки не факт, что угонщик их не обойдет. Реализацию краденого авто затрудняют маркировки фар, стекол и прочих составляющих автомобиля, но опять-таки это не исключает угона. О человеческом факторе говорилось уже предостаточно - нельзя оставлять ключи в замке зажигания, оклеивать машину наклейками с названием вашей противоугонной системы, доверять брелок сигнализации сотрудникам автосервиса. В общем, совокупность мер безопасности должна как минимум свести риски к минимуму.

Бывают и забавные случаи. Например, при выборе автоматической или механической трансмиссии может сыграть роль то, что ручная коробка передач иногда способна... отпугнуть вора. Такой случай был зафиксирован в американском штате Джорджия. Двое вооруженных подростков ограбили мужчину. Забрав его бумажник и ключи к Honda Accord, они забрались в машину, но на этом их приключения и закончились, потому что с ручным переключателем скоростей ребята еще не сталкивались. Завести машину не получилось. К тому моменту, как горе-угонщиков заковали в наручники, единственным, что они сумели заставить работать, было радио. Любители же домашних животных наверняка утвердятся в своих предпочтениях, узнав, что спасти машину от угона может собака. Так было в Хабаровске - угонщики, нейтрализовав даму-водителя, направились к ее Toyota Land Cruiser с явно преступными намерениями. Но собака, бывшая в салоне машины, набросилась на обидчиков хозяйки, цапнув одного из них за руку. Тот, будучи за рулем, от боли и неожиданности вывернул его, джип оказался в кювете. Налетчикам ничего не оставалось, как с позором ретироваться.

На самом деле угоны процветают, в том числе, из-за безнаказанности. УК РФ рассматривает угон и хищение (кражу) автомобиля как два разных преступления. Угон трактуется как "неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения" (статья 166). То есть, в отличие от кражи (статья 158 - преступления против собственности), он не связан с корыстными целями. Если факт продажи автомобиля или его составляющих не доказан, то любой адвокат сумеет свести дело к банальному угону, за который, как правило, "светит" условный срок или штраф. В тюрьму если и сажают, то редко и ненадолго. Участники мероприятия в Мосгордуме отметили, что будут настаивать на ужесточении наказания для угонщиков. Но ясно, что дело это долгое и непростое. Может быть, стоит задуматься о том, что единственный 100-процентный способ избежать угона - вовсе не иметь машины?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Наталья БОКАРЕВА
point.ru

всего: 2097 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире