Многие российские компании не стремятся удерживать персонал, что ведет к сбоям в работе и частым физическим перегрузкам служащих, считают специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
По мнению экспертов, основными причинами нежелания компаний сохранять персонал являются ошибочное представление, что на рынке труда можно получить полностью готовых специалистов, а также низкий профессиональный уровень топ-менеджмента, привыкшего в условиях активного роста российского рынка не считаться с потерями прибыли.
Как полагают в ИГСО, нанимая новых сотрудников, компании не ставят на первое место умения сотрудников быстро осваивать новые направления, легко нарабатывать опыт и выстраивать эффективные схемы деятельности. Более важным считается изначальное наличие опыта работы в том или ином отраслевом сегменте. «Так, нанимая сотрудников пресс-служб, банки требуют наличие опыта работы именно в банковской направленности. Компании, работающие в металлургии, хотят от инженеров опыта именно в металлургической фирме, а подчас и в совершенно узко-специфическом производственном секторе», — отмечает директор ИГСО Борис Кагарлицкий.
По его словам, знания и способности людей могут просто не приниматься в оборот. Вместо этого требуются совершенно законченные специалисты, каких просто не существует на рынке в необходимых количествах. С другой стороны, люди, проработавшие в одной области несколько лет, могут стремиться попробовать себя в другой и избегать трудоустройства, ничего не дающего им в плане опыта.
Кроме того, указывают эксперты института, отечественные фирмы не пытаются предложить персоналу долговременно приемлемых условий работы. Падающие в результате инфляции зарплаты индексируются не часто. Продолжительность рабочего дня оказывается больше предварительно оговоренной, а работа в выходные и перерабатываемые часы не оплачивается. Попытки уже проработавшего в компании продолжительное время человека изменить ситуацию, как правило, упираются в твердое «нет» руководства. Большинство сотрудников убеждено: все, что они могут получить, определяется только в процессе переговоров о найме, а улучшение условий означает уже смену работы. Готовясь принять решение об уходе, многие опытные работники обнаруживают, что их никто не пытается остановить.
Как полагают в ИГСО, менеджмент не считает необходимым удерживать персонал, рассчитывая заменить ушедших «менее привередливыми» кадрами. «Потери компании от ухода работников, обладающих ценными, долго приобретающимися навыками, просто не принимаются в оборот. В результате как у увольняющихся, так и у остающихся в фирме людей формируется четкое представление о том, что «меня здесь не ценят», меняется отношение к работе. Доверие к работодателю рушится», — констатирует руководитель центра социально-психологических исследований ИГСО Михаил Ларинов.
Давно разработанные механизмы сохранения квалифицированного персонала (повышение зарплаты, улучшение условий труда и отношений в коллективе) не находят широкого практического применения, поскольку расходятся с реальной кадровой политикой.
По мнению экспертов, нередко работодатели изначально создают настолько тяжелые условия труда, перегружая персонал, что люди уходят, не успев воспользоваться «хорошим социальным пакетом», и не побывав в отпуске.
Возникающая текучка кадром почти никогда не рассматривается менеджментом как причина экономических неудач или потерь в прибыли. «Серьезным фактором, способствующим быстрому уходу персонала, является нервозный климат, создаваемый истерическим менеджментом на рабочем месте. В результате, фирмы в первую очередь теряют высоко ставящих себя профессионалов, но сохраняют внешне лояльный, но наименее квалифицированный персонал», — говорится в исследовании.
Комментарии /5
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: