Пленум Верховного суда (ВС) в постановлении «О судебной практике по делам о злоупотреблении служебными полномочиями» внес дополнительные разъяснения в интерпретацию понятия «коррупция». Теперь злоупотреблением должностными полномочиями следует считать и бездействие – умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей из корыстной заинтересованности. Уголовным преступлением стал и протекционизм – как незаконное оказание содействия в трудоустройстве и продвижении по службе. Эксперты назвали решение ВС «революционным прорывом».
Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями может быть предъявлено только должностному лицу – т. е. чиновнику, выполняющему распорядительные функции, приводит газета «Ведомости» уточнение ВС. Не могут быть признаны преступными действия, совершенные во исполнение обязательного к исполнению приказа, говорится в постановлении. Зато действия должностного лица, издавшего заведомо незаконный приказ, следует квалифицировать как подстрекательство и даже организацию преступления.
Судам, рассматривающим дела о преступлениях против госслужбы, рекомендовано оценивать не только корыстную заинтересованность чиновника (получение льгот, кредита, оплата услуг), но и «иную личную заинтересованность», т. е. стремление извлечь выгоду неимущественного характера, вызванное такими побуждениями, как «карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса или скрыть свою некомпетентность».
Как уголовное преступление (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы) ВС предлагает рассматривать протекционизм. ВС трактует его как незаконное оказание содействия в трудоустройстве и продвижении по службе, совершенное из корыстной и иной личной заинтересованности.
Эксперты назвали постановление ВС «революционным прорывом». В частности, как напоминает доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ Павел Кудюкин, норму о необходимости учитывать не только материальную заинтересованность чиновника не удалось «протолкнуть» в закон о госслужбе. Это ограничило сферу компетенции комиссий по конфликту интересов, теперь в их работе может применяться разъяснение ВС. В судебной практике также до сих пор не было случаев, когда чиновника судили за протекционизм или желание извлечь нематериальную выгоду.
Комментарии /8
законы у нас с каждым днём всё лучше и лучше ,только коррупция и чиновничий беспредел не уменьшается ;(((
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: