Его новую биографию представит слушателям ведущая ''Книжного обозрения'' ''Американского часа'' Марина Ефимова.
Joseph Lelyveld. ''Great Soul. Mahatma Gandhi and His Struggle with India''
Джозеф Лэливелд. ''Великая душа. Махатма Ганди и его борьба с Индией''
Марина Ефимова: Несколько лет назад английский писатель Патрик Фрэнч посетил ''Сабар-мати ашрам'' - религиозную обитель, в Индии, из которой в 1930 году Махатма Ганди начал свой знаменитый Соляной марш к морю. Несмотря на высокий духовный настрой, англичанин не сумел смириться с чудовищной грязью в уборных обители и обратился к администратору общины с жалобой. Тот ответил, что ничем не может помочь, так как их уборщица работает всего один час в день. Когда писатель напомнил администратору завет Ганди, по которому люди должны сами убирать за собой, преданный последователь Махатмы сказал:
Диктор: ''Мы всей общиной чистим уборные в день рождения Ганди. Этим символическим актом мы хотим показать учителю, что чтим его завет''.
Марина Ефимова: ''В современной Индии, - пишет Лэливелд, - заветы Ганди одни забыты, другие переиначены, а третьи настолько игнорируются, что и сейчас остаются столь же злободневными, как и во времена Ганди''. А писатель-индиец Хари Кунзу в рецензии на книгу признается:
Диктор: ''Мало кто из знаменитых индийцев так безнадежно далек от современной Индии, как Великая душа - Махатма Ганди, некогда возглавивший борьбу за независимость. Дорогой сердцу Ганди деревенский бедняк только на короткие моменты попадает в поле зрения страны, сосредоточенной на компьютерных антрепренерах и кинозвездах. В бурно растущих городах воинствующий национализм и сверкающий консьюмеризм вытеснили идеи Ганди о служении, самоотречении, аскетизме и духовном подъеме''.
Марина Ефимова: Не только большинство американцев, но и средний класс Индии представляет себе Махатму Ганди по портрету, созданному актером Беном Кингсли в фильме ''Ганди''. И хотя актер заслуженно удостоен премии ''Оскара'', фильм, судя по документам, приведенным Лэливелдом, не дает даже слабого намёка на ошеломляющую сложность личности реального Ганди. Из книги ''Великая душа'' встает могучая и противоречивая фигура - честного пилигрима и лукавого политика; страстного проповедника идеи безбрачия и человека, не чуждого поэтического эротизма; аскета и популиста, умевшего завоевать обожание толпы; отрешенного философа и бесстрашного героя, применившего на практике, в массовом масштабе идею ''сатьяграха'' - ненасильственного сопротивления социальному режиму.
Лэливелд впервые так подробно описывает жизнь Ганди в Южной Африке в 90-х годах 19-го века. Ганди прибыл туда 23-летним юристом (чьи интересы сводились к религии и диетологии) и называл себя в шутку ''Агентом Эзотерического Христианского Союза и Лондонского Вегетарианского общества''.
Диктор: ''Но Южная Африка сразу бросила ему вызов, продемонстрировав разницу между положением людей с белой кожей и с коричневой - такой, как у него. Поначалу он был оскорблен тем, что дискриминационные законы и обычаи страны поставили на одну доску образованных, богатых индийцев вроде него и нищих иммигрантов: шахтеров, батраков и кули. Только после 20-ти лет борьбы за равенство между белыми и индийцами он постепенно дошел до идеи равенства между самими индийцами - сначала между кастами и религиозными группами, потом между богатыми и бедными''.
Марина Ефимова: Там же, в Южной Африке, Ганди пережил первые поражения и усвоил первые уроки. Однажды сторонники избили его за слишком быстрый, по их мнению, компромисс с правительством. Но в конце концов он научился не только искусству обращения с массами, но и искусству приводить их в движение: и индусов, и мусульман, и средний класс, и низший.
После возвращения в Индию в 1915 году Ганди сформулировал четыре принципа борьбы за независимость и самоуправление Индии: единение индусов и мусульман; исключение; трансформация 650 000 индийских деревень путем внедрения ремёсел и отмена касты неприкасаемых. Джозеф Лэливелд подробно описывает борьбу Ганди - борьбу самоотверженную, благородную, но обреченную на провал:
Диктор: ''Ганди представлял себе свободу Индии как духовные достижения миллионов индивидуумов, как результат мирной революции, в которой падение иностранного владычества будет лишь побочным продуктом борьбы за самосознание и экономическое равенство. Но реальным результатом этой борьбы оказался один побочный продукт - конец иностранного владычества. Оно кончилось, а раздоры и неравенство среди индусов только усилились''.
Марина Ефимова: На своем пути Ганди нажил сотни врагов: ортодоксальные индусы осуждали его за симпатии к мусульманам. Мусульмане-фундаменталисты подозревали, что его призывы к религиозной терпимости - часть заговора индусов. Британцы считали его шарлатаном, радикалы - реакционером, а главным его антагонистом был лидер неприкасаемых - агрессивный Бхимрао Амбедкар, считавший, что для Ганди проблема неприкасаемых - лишь вставной номер в его всенациональном шоу. И сейчас там, где собираются ''далиты'' (неприкасаемые), чаще увидишь раскрашенные статуи Амбедкара в ярко-синем костюме и красном галстуке, чем статуи полуголого аскета Ганди.
Тем не менее, в национальном сознании индусов Ганди остается человеком с нимбом над головой. Видимо, именно поэтому книгу ''Великая душа'', написанную американским журналистом со здоровой порцией скепсиса, уже запретили в одной провинции Индии, и не исключено, что запретят в остальных. Причина - слишком детальное описание того периода в жизни Ганди, когда он ушел от семьи и жил вместе с молодым немецким евреем архитектором Генрихом Калленбахом. В книгу включены письма Ганди к Калленбаху, о которых Лэливелд пишет:
Диктор: ''В эпоху, когда концепция платонической любви не внушает доверия, письма Ганди могут быть истолкованы слишком прямолинейно. Между тем, моя книга - не об интимной жизни Ганди, а о его борьбе за социальные реформы''.
Марина Ефимова: И не только социальные, но и реформы в сознании. И вот тут Ганди суждено было увидеть, по словам Лэливелда, ''пределы своих возможностей''.
Диктор: ''Настоящая трагедия Ганди - не его преждевременная смерть, и не то, что именно самые благородные свойства его души возбудили ненависть в сердце его убийцы. Трагично то, что жизнь заставила Ганди, как короля Лира, увидеть тщетность своих усилий по переделке мира''.
Марина Ефимова: Снова и снова Ганди писал:
Диктор: ''Сегодня мы должны забыть, индусы мы, сикхи или парсы. Не имеет значения, каким именем мы называем Бога в своих домах''.
Марина Ефимова: Но эта реформа оказалась неосуществимой ни на рубеже 20-го века (когда Ганди пытался объединить религиозные группы в Южной Африке), ни в 1947 году в Индии (когда после ухода англичан разгорелась религиозная вражда, ради прекращения которой Ганди столько раз рисковал жизнью) и остается неосуществимой сейчас - ни в Индии, ни во многих других странах мира.
''И всё же, - пишет Лэливелд, - фигура Ганди остается величественной и уникальной. Как никто из современных ему лидеров, он сделал долю своего народа своей личной долей. И какими бы сомнениями он ни терзался, он всю жизнь бесстрашно следовал за своей мечтой - за мечтой об Индии''.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: