По словам председателя «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максима Ханжина, на очередном экспертном совете по разработке единой методики расчета ущерба ДТП так и не удалось прийти к единому мнению по двум самым важным вопросам: структуре формирования цен на запчасти и ремонтные работы.
«Позиции общественных организаций и Минюста остались прежними, страховщики также свое мнение не изменили, - сообщил корреспонденту Autonews.ru Максим Ханжин. - Мы не договорились по основным пунктам: из чего исчислять износ и как определять нормо-часы».
В РСА прокомментировать ситуацию и озвучить позицию по этим двум пунктам отказались, сославшись, на то, что пока какие-то выводы делать не следует, так как обсуждение еще не закончено. А компромисс стороны должны выработать в любом случае.
По словам Максима Ханжина, предлагаемый страховым сообществом документ в случае его утверждения не только не снизит число недовольных выплатами граждан, но и увеличит его. Выплаты по ущербу автомобилистам, застраховавшим свою ответственность по полисам ОСАГО, станут еще ниже, потому что для единой методики расчета ущерба страховщики предлагают опираться на «оптовые» цены материалов и нормо-часов.
«По нормо-часам страховщики придерживаются позиции, при которой отталкиваться нужно от стоимости, определенной договором между страховой компанией и сервисом. Мы с этим не согласны, потому что это оптовые цены, и потребитель отремонтировать по ним автомобиль не сможет. Сейчас натуральную форму возмещения - полное восстановление автомобиля в сервисе - предлагают лишь единицы страховых компаний. Остальные компенсируют ущерб, исходя из своих коэффициентов», - рассказал Максим Ханжин.
По данным генерального директора «ГлавСтрахКонтроля» Николая Тюрникова, страховые компании экономят деньги практически на каждой выплате, и поэтому сделают все, чтобы отстоять свою позицию в вопросе ценообразования. «Ничто кроме алчности не мешает взять за основу розничные цены! Здравый смысл не мешает, разумный подход не мешает. Очень простой пример: по статистике, за год страховые компании по ОСАГО делают выплаты по 2,5 миллионам страховых случаев. Представьте, что на каждом убытке страховые компании экономят пусть, хотя бы, по 2 тысячи рублей — это 5 миллиардов рублей в год. Если говорить объективно, то на каждом убытке они экономят около 1000 долларов. Тысяча долларов на 2,5 миллиона - 2,5 миллиарда долларов - вот она, экономия», - говорит Тюрников.
Ханжин, в свою очередь, отмечает, что в случае с ДТП, в котором пострадал новый автомобиль, разница в сумме, необходимой для ремонта, и деньгами, выплаченными страховщиком, может превышать несколько сотен процентов. Если же вариант страхового сообщества будет одобрен, эта «вилка» может стать еще более ощутимой - из-за иной формулы расчета износа.
«Сегодня у нас износ считается от оригинальной детали, и мы считаем это логичным. Мы должны считать износ от тех деталей, которые изначально стоят на автомобиле, которые устанавливали на конвейере. И если сегодня износ считается от оригинальных деталей, то страховщики нам предлагают отсыл к рынку - считать от неоригинальных деталей», - отмечает Ханжин.
Николай Тюрников считает, что применять коэффициент износа на рынке страхования вообще неверно. Вычеты из выплат, которые идут на ремонт застрахованного автомобиля, дискредитируют саму систему страхования и делают единую методику во многих случаях бесполезной для клиентов страховых компаний.
«В Германии, если машина находится на гарантии, там хоть ОСАГО, хоть каско, ни у кого не стоит вопроса о том, чтобы рассчитывать ущерб с учетом износа. Идея выплат, что по ОСАГО, что по каско, состоит в том, чтобы компенсировать ущерб, а не просто его часть. Я считаю, что износ не должен вычитаться, и нужно в этой части вносить изменения в закон об ОСАГО. Износ вообще не должен учитываться, а по машинам, которые находятся на гарантии, выплаты должны производиться по ценам официального дилера. Потому что, если у тебя машина находится на гарантии, ты не можешь поехать даже крыло поменять в неавторизированный сервис, так как потеряешь гарантию. Если ты платишь своему страхователю по ценам неофициального дилера, но при этом он не имеет право обслуживаться у неофициального дилера, то кому нужна такая выплата? Ее всегда будет недостаточно», - заявил Николай Тюрников.
В минувшем году из-за расхождений в методиках расчетов оценка суммы ущерба у независимых экспертов и страховых компаний отличалась настолько, что стала причиной множества судебных исков автовладельцев против страховщиков, и именно это обстоятельство заставило РСА форсировать работы над единой методикой расчета ущерба.
Напомним, единый электронный каталог, где содержатся данные о стоимости запасных частей, ценности нормо-часа и материалов, должен был быть создан еще 10 лет назад, но ранее это страховщиков не беспокоило. Равно как и судебные тяжбы с автовладельцами. Но с распространением в 2012 году действия Закона о защите прав потребителей и на сферу автострахования число судебных исков против страховщиков стало расти как снежный ком. «В этом году было около 600 тысяч исков к страховым компаниям, по которым было взыскано, я думаю, в районе 50-60 миллиардов рублей. В том числе и судебные санкции, которые применяются в соответствии с законом о защите прав потребителей. То есть, страховщики захотели узаконить недоплаты своим клиентам. Чем, по их мнению, и должна была стать эта методика единая», - рассказал Николай Тюрников.
Если же новая методика расчета будет утверждена без поправок, на которых настаивают общественные организации, то судиться со страховыми компаниями станет невозможно. «Реальная история. К нам приехал человек. У его автомобиля помяли дверь. Страховщики оценили ущерб в 8 тысяч рублей. Он поехал к дилеру, заказал у него независимую экспертизу. Дилер насчитал сорок. Посчитали износ и получилось порядка 34 тысяч в итоге. Он взял, заплатил свои деньги, отремонтировал автомобиль у дилера, а потом пошел в суд и подал иск к страховой компании. Если ситуация у нас будет такая, как сейчас предлагают страховщики, то он в суд не сможет подать, потому что эти занижения, они все будут узаконены», - убежден Максим Ханжин.
По его словам, нынешний вариант страховщиков не устраивает и Минюст, который сегодня пользуется своей собственной методикой. Но если предположить, что предлагаемая страховым сообществом модель расчета ущерба будет единой и неоспоримой в суде, то это обязательно приведет к тому, что страховщики совершенно законно будут выплачивать своим клиентам суммы, которых на ремонт в официальном сервисе не хватит.
«Мы вернемся в 90-е годы. То, что нам предлагают, - это уход в серый рынок. Отказаться от дилеров, отказаться от оригинальных деталей и взыскивать разницу с ответчиков без страховых компаний. С бандитами и утюгами», - резюмировал Ханжин.
Комментарии /6
2) единая методика расчета должна быть с актуальными рыночными ценами на запчасти
3) если клиенты СК в течение года X раз обратились в суд в связи с занижением выплаты и это занижение подтвердилось, то надо лишать СК лицензии на право продажи полисов ОСАГО.
Все, больше не будет никаких войн и истерик.
-Высчитывать износ это просто бред. Мне на машину(в отличном состоянии) 99 года насчитали износ 80%. Где можно купить запчасти за 20% от стоимости? На разборе запчасти дороже наверно будут.
-И насчет лишения лицензии тоже согласен. Почему я должен ходить тратить свое время и нервы что бы у страховой высудить причитающиеся мне деньги. Хорошо хоть общество защиты автомобилистов есть. Помогли. Спасибо им отдельное за это.
Пример: Машина 99 года. ДТП. Виноват камаз, несоблюдал дистанцию. Пострадал задний бампер, фанари, крыло. Страховая насчитала 5000 рублей. Это просто не реально хоть на каком разборе и шарашмонтаж купить бампер, фонари, вытянуть и покрасить крыло. Хорошо, забрал эти 5000 рублей и подал заявление в общество защиты прав автомобилистов. Через пол года получил еще 12000.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: