Когда-то мне в руки попала интересная работа в стиле Ван-Гога. Картина называлась «Осень», а на ее оборотной стороне имелась подпись художника – «Киселёв». Я пытался хоть что-то выяснить об авторе работы в разных источниках, но это мне сразу не удалось.
Поскольку эта картина стала частью экспозиции работ местных художников (БСТ-БАНК по ул. Кутузова, 31), я попытался узнать все возможное об её авторе. Мне пришлось порасспрашивать многих новокузнецких художников, прежде чем нашел того, кто прояснил ситуацию. А помог мне в этом наш известный художник Пётр Павлович Рещиков. И вот что он мне рассказал: «Да, я знал с такой фамилией. Это Павел Федотович Киселёв. Он работал художником-оформителем в Новокузнецком краеведческом музее. Общался он в основном с художниками-оформителями и был в дружбе с известным новокузнецким художником Алексеем Дмитриевичем Буниным». Потом я узнал, что Алексей Дмитриевич был живописцем и работал в жанрах пейзажа и натюрморта, но если учитывать тот факт, что в 1940-е годы А.Д. Бунин был учеником декоративного цеха театра и художником в кинотеатре, то, возможно, на этой почве они и сошлись с Павлом Киселёвым.
Информация о Павле Федотовиче Киселёве оказалась очень скудной. В частности о нём известно, что родился 3 августа 1927 года в селе Кытманово Алтайского края в крестьянской семье. Вместе с родителями переехал в город Сталинск на строительство Кузнецкого металлургического комбината. В 1935 году начал учиться в школе. В 1941 году окончил 6 классов и, как многие мальчишки военного времени, устроился работать на военный завод №526. В 1942 году снова сел за школьную парту. В 1944 году получил свидетельство об окончании 8 классов. Пошел работать на железную дорогу электромехаником и одновременно подрабатывал художником на вокзале станции Новокузнецк.
С 1951 года и до мая 1986 года работал в Новокузнецком краеведческом музее. Кстати, П.Д. Киселёв отработал в музее 35 лет — больше, чем кто-либо за всю историю музея.
В 1977 году, когда музей закрывался на большую реэкспозицию (ремонт), он участвовал в создании художественного оформления новой экспозиции. Много времени уделял повышению своего мастерства. Так в 1960 году был направлен в Москву, где проходил краткосрочные курсы, а позже для повышения профессионального уровня был командирован в Казанский музей. С этими же целями проходил обучение в 1972 году в г. Иркутске, в 1973 г. — в г. Красноярске, в 1974 г. — в г. Томске, в 1975г. — в г. Новосибирске и г. Сыктывкаре.
Павлом Федотовичем было много сделано для работы музея, в частности, в оформлении экспозиций, посвящённых советскому периоду, Великой Отечественной войне и материально-технической базе построения коммунизма.
Информации об его участии в городских выставках тех лет нет. Какое-то художественное образование у него было, а вот какое, к сожалению, найти не удалось. Известно, что он очень любил своё дело и каждый летний отпуск работал в пионерском лагере, существовавшем на базе Кузнецкого металлургического комбината, где вёл кружок ИЗО. В последние годы жил по адресу: улица Кутузова, д. 38, кв. 39.
В Новокузнецком краеведческом музее хранятся несколько работ Павла Федотовича Киселёва, поступившие в фонды в 1952 году. Это рисунки, выполненные во время экспедиции музея по Таштагольскому району в этом же году. Все они – акварель. Эта же работа выполнена маслом и на холсте. Возможно, что какие-то работы забытого художника есть и у жителей нашего города. Отмечу, что художника П.Ф. Киселёва ценили многие известные люди, в частности, заслуженный деятель науки РСФСР, советский калмыцкий учёный, этнограф, Урюбджур Эрдниевич Эрдниев (см. их совместное фото).
И, думаю, самое важное и удивительное в его биографии то, что его работа «Политкаторжанин» была заснята кинорежиссерами Аннели и Андре Торндайк и показана в документальном фильме «Русское чудо». Фильм собрал целый набор премий, но метод подбора и подачи материалов получил неоднозначную оценку в среде кинодокументалистов. Премьера состоялась 5 июля 1963 года в Кремлёвском дворце Съездов. На ней присутствовало руководство СССР и дипломатический корпус. Для нас же остаётся открытым вопрос, где и как удалось познакомиться немецким документалистам с нашим художником, и почему именно картину Павла Киселёва решили использовать в этом фильме.
Точную дату смерти художника мне никто не смог сказать. Одно известно, что в последние годы существования СССР.
Вот несколько его фото: 1952, 1977 и 1984 гг.
Киселев (первый слева). Пос.Шерегеш.Экспедиция краеведческого музея в п.Шерегеш. 15.07.1952 года
Киселев. Фото 1977 года
Киселёв П.Ф. Фото март 1984
Напомню, в помещении БСТ-БАНКа, что по ул. Кутузова, 31, открыта выставка новокузнецких художников «Весенний вернисаж», среди которых есть работа Киселёва. Выставка открыта в рабочие дни с 9-00 до 17-00. Вход свободный.
Евгений Крюков
Фото предоставлены автором
Комментарии /13
Это так, к слову.
Историю надо знать, хотя бы поверхностно, прежде чем бросаться громкими фразами.
Замечательно, что её написали.
Обязательно схожу и посмотрю его и другие работы.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: