Давно не секрет, что последние четверть века самые успешные (и даже секретные) разработки отечественного ОПК расползаются по всему миру, причем как легальным, так и криминальным путем. А зачастую – через откровенную государственную измену. «Комсомольская правда» подготовила небольшой обзор таких «утечек», похоже, являющийся только вершиной айсберга отечественного воровства и предательства.
К примеру, в апреле этого года во время учений «Рэд Флаг» на Аляске американцы показали журналистам изделие, как две капли воды похожее на российскую боевую машину (БМ) зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Тор-М1». В пресс-релизе авиабазы «Эйльсон» красовались фотографии: транспортировка и выгрузка БМ, обозначенной как SA-15B Russian radar. Американцы не скрывали, что эта техника поможет летчикам ВВС США отработать навыки «преодоления вражеской ПВО». Короче, поработать в условиях, максимально приближенных к боевым, с учетом сильных и слабых мест «русского радара».
Напомним, что ЗРК «Тор» (модификации: «Тор-М1», «Тор-М2» и «Тор-М2Э») сам контролирует воздушное пространство и сам сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой – чужой», на дальности до 12 км и высоте до 6 км. Производится ижевским ОАО «Купол». Экспорт «Тор-М1» (по данным Рособоронэкспорта): Венесуэла – 4 комплекса, КНР – 60, Иран – 29, Греция – 31 (6 переданы Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1).
Как видим, в США комплекс не поставлялся. Но тогда возникает резонный вопрос: как наш зенитно-ракетный комплекс оказался на далекой Аляске? И кто же так позаботился о том, чтобы американские авиаторы в случае чего имели бы минимум проблем с русским ЗРК?
Издание раскопало также весьма давнюю историю, как еще во времена Советской армии на ее вооружение в 1985 году были приняты новейший по тому времени танк Т-80У и не имеющий аналогов в мире зенитный ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска» (предназначен для борьбы как с воздушными целями в радиусе 8 км, так и с наземными объектами).
Тут же был зафиксирован жгучий интерес иностранных разведок к нашей новой технике. Особую прыть проявляли англичане: их «Челленджер» рассматривался как конкурент нашему танку, а «Тунгуска» делала эфемерной любую вертолетную поддержку как пехоты, так и бронетехники, и вовсе не имела аналогов. Под соусом перестройки и «нового мышления» англосаксонские гости проявили избыточный интерес к этим изделиям советского ВПК, но понятно, что им ничего, за исключением красивых рекламных проспектов, тогда не обломилось.
Однако вскоре развалился СССР, и пришедшие к власти в России «демократы-рыночники» поспешили удовлетворить запросы тех, кого на волне эйфории победы над «тоталитаризмом» в московских кабинетах воспринимали уже как «старших братьев». И в 1992 году Государственная (!) внешнеэкономическая компания продала либерийской фирме A.Binder and Co Inc. с поставкой в Великобританию новейшие единичные образцы танка Т-80У и зенитно-ракетной установки «Тунгуска» с комплектом ракет, боеприпасов и другого военного имущества на общую сумму $10,7 млн. Хотя танк Т-80У, в соответствии с указом президента РФ от 24 декабря 1992 года № 1621-с, можно было продавать за рубеж только с 1993 года, а экспорт «Тунгуски» вообще не предусматривался! С другой стороны, всерьез тогда подобные указы никто и не воспринимал (похоже, как и сам подписывавший их Ельцин).
Сейчас ветераны военной прокуратуры вспоминают, что сделку проталкивали сотрудники Минвнешэкономсвязи, Минобороны и Госкомимущества. Военная прокуратура пыталась размотать это преступление, но ей дали команду тихо спустить дело на тормозах. Что и было сделано – так что теперь воспоминания военных прокуроров имеют цену только как исторический источник.
Впрочем, в те «лихие» времена некоторые действовали уж совсем по «беспределу». Так, в конце 1990-х в Хасанскую таможню поступили документы на пять вертолетов Ми-8Т – целая эскадрилья. Некое ООО «Арденн» из Хабаровска продавало по цене металлолома списанные вертолеты в КНДР, дело для тех лет обычное. Но продавцов в тот раз подвели наглость и жадность. С таможенниками вопрос никто заранее не согласовал, а те, посмотрев документы, сделали удивленные глаза: это как это, по $20 000 за вертолет, даже списанный? Да джип во Владивостоке дороже будет… И началось: посмотрели вертолеты – ничего они не списаны. Напротив, только что прошли ремонт. Причем стоимость ремонта в разы превысила декларируемую стоимость машин.
Затем выяснилось, что на вертолетах есть даже узлы крепления вооружения, и секретную систему опознавания «свой – чужой» с них никто не демонтировал. Более того, выяснилось, что ООО «Арденн» вообще не имеет право на торговлю военной техникой за рубеж, а для продажи нужна лицензия от уполномоченной организации «Промэкспорт». Но в данном случае влиятельный «кто-то» (ООО «Арденн», понятно, выступило в роли конторы «Рога и копыта») решил сэкономить и обойтись без госпосредников и лицензий. В общем, эта сделка была, конечно, сорвана. Кого-то из мелких исполнителей даже вроде привлекли к уголовной ответственности, но это было скорее исключением из общих правил.
Издание также повествует о титанической борьбе, которую американские спецслужбы вели с начала 1990-х, чтобы овладеть секретами наших комплексов ПВО вроде С-300. Но даже хваленый профессионализм выучеников Лэнгли спасовал перед отечественными воровством и бардаком.
С-300 нужен был США позарез, чтобы изучить его и внести изменения в свое изделие. Требовалось еще и дешевое решение. Так родился замысел операции «Гладиатор», на которую Конгресс выделил $300 млн. Получить комплекс целиком и в России было принципиально важно: он имеет несколько модификаций (не все они способны сбивать ракеты), и нужен был тот, что стоит на вооружении нашей армии, т. е. С-300В.
Четыре года у американцев ничего не получалось. Но их разведка нашла-таки подходы к чиновникам, согласившимся лоббировать интересы новых «друзей России». Однако непреодолимой преградой был запрет на продажу единичных образцов российской военной техники. Хотите – покупайте дивизион, а лучше – полк. Но это – совсем другие деньги, не предусмотренные Конгрессом…
Поняв, что американцы – на крючке, наши чинуши измыслили свою спецоперацию – втюхать бывшим врагам через Белоруссию старый С-300ПМУ, а сделку прикрыть скандалом в печати по поводу «тайной продажи Минском секретов Москвы». Но «старичок» мог сбивать только самолеты, да и продавался не целиком. Американцы яростно торговались и приобрели белорусское «железо» по смехотворной цене. И бесполезно.
Неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы генконструктор С-300В Вениамин Ефремов не заявил, что у него почти готов новый комплекс С-300ВМ «Антей-2500» с возможностями вдвое большими, чем у предшественника. Он предложил продать американцам С-300В: дескать, им и за 10 лет не разгадать его секретов. А на вырученные деньги довести новинку до серии.
Лучшие умы ведомств напряглись: хотелось получить деньги, не рискуя. Выход виделся один – устроить академику встречу с Ельциным. Президент выслушал Ефремова и поручил провести переговоры с американцами. В итоге им продали только две неполные батареи (РЛС кругового обзора, командный пост и по две пусковые установки) да несколько ракет. А вот РЛС секторного обзора – сердцевину комплекса – они так и не получили. А то, что получили, привезли в Хантсвилл, разобрали, обнюхали… И поклялись, что сделают лучше. И что в итоге? А то, что на выставке вооружений в Париже мы предложили американцам устроить соревнование. Они не согласились: новый «Пэтриот» ПАК-3 не дотягивал даже до старого С-300В. Прав был Ефремов.
Ну а как же $300 млн? До российской казны официально дошло $120 млн, а на заводы, участвующие в производстве С-300В, – лишь около $40 млн. Остальные... Согласно известному ельцинскому изречению, «черт знает, куда они девались».
Трагедия российского флота, распроданного в «реформенные» годы «на иголки», известна. 44 военных корабля продали примерно за $30 млн – дешевле, чем по цене металлолома. Многие из них не выслужили и половины срока. Продать торопились так, что с авианосцев Тихоокеанского флота «Минск» и «Новороссийск» не демонтировали даже секретное оборудование. Авианосец «Киев» продали посредникам вдвое дешевле металлолома – за $1,8 млн. Его тут же купили китайцы за $8,2 млн: они же платили за боевой корабль! «Киев» направился туда, куда до него ушли «Минск» и «Варяг». Из «Новороссийска» они сделали смесь кабака и военно-патриотического центра, а вот авианосец «Варяг» восстановили и скоро примут его в боевой состав своего флота. Да уж, достойное продолжение истории для корабля под столь прославленным именем. Хорошо, что хоть песню еще соответствующую не написали...
Впрочем, в тех случаях, когда ценные образцы нашей техники не удается добыть даже через взяточничество и разгильдяйство, иностранным спецслужбам приходится прибегать и к традиционному шпионажу. Наиболее известным за последние годы был случай с Эдмондом Поупом, пытавшимся украсть секреты морской торпеды «Шквал». Помнится, тогда на его защиту поднялась вся отечественная и зарубежная правозащитная общественность, кричащая о возрождении в России гэбистских традиций. Президент Владимир Путин тогда, к сожалению, пошел на поводу у этой воющей публики и помиловал приговоренного за шпионаж Поупа – видите ли, у него было плохое здоровье, и он умирал в камере. Сразу по выходу из самолета болезнь у него, разумеется, прошла. И он и по сей день живет, бодр и весел. Меж тем, по оценке начальника Следственного управления ФСБ России Сергея Балашова, американский шпион Эдмонд Поуп и его российский агент нанесли ВМФ России ущерб в 700 млн руб. минимум. И это – всего лишь один эпизод. А подобных в России за последние 20 лет было выявлено несколько десятков. Урон оценивается в несколько сот миллиардов рублей...
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: